Что такое парные согласные и звонкие в корне слова

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Парные согласные

Парные согласные в корне словаГлавный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з,
  2. п, ф, к, т, ш, с,
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Парные согласные в корне словаПарные согласные

Основы правописания

Парные согласные в корне словаИзучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

Примеры

Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

Парные согласные в корне слова

Примеры включают следующие пары:

  • Куст – густ. По отношению к кусту используется сочетание над речкой, к слову густ суп.
  • Столп – столб. Для столба применимо прилагательное телеграфный, для столпа – Александрийский.
  • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая, кора – с уточнением дуба.
  • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая, шара – существительным поверхность.
  • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик, роз – со словом букет.
  • Том – дом. Для дома актуально прилагательное новый, для тома – толстый.

Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

  • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
  • Глаголов – по числам и лицам.

Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

Рассмотрим способы проверки на примере слов:

  • стол[п],
  • ле[х]кий,
  • бере[с]ка,
  • про[п]ка,
  • кана[ф]ка,
  • скла[т]ка,
  • коро[п]ка,
  • поез[т]ка,
  • була[ф]ка,
  • бу[т]ка,
  • доро[ш]ка,
  • сторо[ш]ка,
  • подру[ш]ка,
  • ука[с]ка,
  • обре[с]ка,
  • морко[ф]ки,
  • боро[т]ка,
  • сне[к].

Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

  • стол[п] – столбы,
  • коло[з]ки – колосок.

Парные согласные в корне словаСогласные в корне слова

Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

  • ле[х]кий – легонько,
  • бере[с]ка – березонька,
  • скла[т]ка – складочка,
  • про[п]ка – пробочка,
  • була[ф]ка – булавочка,
  • пое[т]ка – поездить,
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник,
  • бу[т]ка – будочка,
  • ска[д]ка – скатывать,
  • сторо[ш]ка – сторожить,
  • доро[ш]ка – дороженька,
  • подру[ш]ка – подруженька,
  • ука[с]ка – указочка,
  • обре[с]ка – обрезать,
  • сала[с]ки – салазок.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Актуально использование бессуфиксального способа, например:

  • кана[ф]ка – канава,
  • боро[т]ка – борода.

Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

  • морко[ф]ки – морковок,
  • сне[к] – снега.

По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

  • стол[п] – столбы – столб,
  • коло[з]ки – колосок – колоски,
  • бере[с]ка – березонька березка,
  • ле[х]кий – легонько легкий,
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка,
  • про[п]ка – пробочка – пробка,
  • була[ф]ка – булавочка – булавка,
  • скла[т]ка – складочка – складка,
  • ска[д]ка – скатывать – скатка,
  • поез[т]ка – поездить – поездка,
  • бу[т]ка – будочка – будка,
  • подру[ш]ка – подруженька – подружка,
  • доро[ш]ка – дороженька – дорожка,
  • обре[с]ка – обрезать – обрезка,
  • сторо[ш]ка – сторожить – сторожка,
  • боро[т]ка – борода – бородка,
  • ука[с]ка – указочка – указка,
  • морко[ф]ки – морковок – морковки,
  • кана[ф]ка – канава – канавка,
  • сне[к] – снега – снег.

Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

Вывод

Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: