Женские образы в романе Отцы и дети

Кому-то может показаться, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение о конфликте поколений. Несмотря на название, здесь только один конфликт: Базарова – с обществом. Даже Аркадий, готовый чуть ли не в рот ему заглядывать, и тот довольно часто не соглашается с ним. Особенно  бросается в глаза потребительское и циничное отношение Базарова к женщинам, с которыми он сталкивается на протяжении романа. В этой статье представлены женские образы, мастерски описанные Тургеневым.

С бабушкой и матерью Аркадия Кирсанова читатель знакомится заочно. Бабушку Агафоклею Кузминишну Кирсанову  Тургенев характеризует как  «матушку-командиршу» предпочитавшую одеваться  пышно.  Она чувствовала свое превосходство над всеми, считала себя вправе первой подходить ко кресту,  и вообще, в полной мере наслаждалась своим превосходством, которое дало ей выгодное замужество. Лишившись мужа и  провинциального превосходства,  Агафоклея Кузминишна затосковала, и вскоре умерла.

Николай Петрович, отец Аркадия, женился  на дочери чиновника Марии Преполовенской. Это была симпатичная и начитанная, как тогда говорили, развитая девица. Она интересовалась научной литературой,  играла вместе с мужем в 4 руки на фортепиано,  любила всем сердцем своего мужа. На 10-м году счастливого и безмятежного брака  матушка Аркадия тихо скончалась.

Фенечка – содержанка Николая Петровича. Молодая, миловидная женщина.  Она держалась робко и скромно.  Даже родив хозяину дома сына, она не возгордилась, всем, даже прислуге говорила «вы», и  не командовала, а просила, осознавая, что по положению в доме она недалеко ушла от прислуги.

Авдотья Никитишна Кукшина – «передовая» женщина, как выразился о ней Ситников. Сама себя она называла Евдоксией. Выражение лица ее было неприятно натянуто, сама она держалась неестественно, словно играла какую-то роль. Авдотья Никитишна старалась выглядеть эмансипированной дамой.  Она задавала вопросы и не ждала ответов.  Она пила вино наравне с мужчинами.

Женские образы в романе Отцы и детиОб Анне Одинцовой читатель и главный герой романа узнают во время пребывания у  Кукшиной.  Ситников  назвал ее  прелестью. Умница, богачка, вдова. Одинцова держалась прямо, с чувством собственного достоинства. От ее лица веяло ласковой и мягкой силой.  Движения были плавные и естественные.

Тургенев словно противопоставляет Анну Одинцову Кукшиной.   У Авдотьи  неприятное,   тоскующее выражение лица, у Анны   губы улыбались едва заметною улыбкой.  Авдотья держалась натянуто,  Анна Сергеевна  держится естественно и свободно. Аркадий в первый же вечер был очарован Одинцовой, Базаров, высказал свое мнение с некоторой долей цинизма, за которым, надо полагать он попытался скрыть свое чувство к ней.  В ее присутствии Базаров смущался и краснел.

Читайте также:  Михаил Лермонтов пьеса Маскарад: краткое содержание

Ее отец, игрок и шулер, почти ничего не оставил своим дочерям. И Анна не рассчитывала на хорошую партию. Поэтому она вышла замуж, не раздумывая, за 46-летнего  Одинцова, который влюбился в нее без памяти. Замужество давало ей покровительство и возможность поставить на ноги свою сестру Катерину. Правда, мужа своего она не любила,  но  прожила 6 лет. Он умер, оставив ей все свое состояние.  Анна была действительно неординарной личностью, и о ней сплетничали все, кому не лень.  Одни – из зависти в том   она из бесприданницы превратилась в богатую вдовушку, другие – из потребности посплетничать.

Анна Сергеевна показала себя умным и тонким собеседником. Например, когда Базаров высказался, что он отрицает искусства, она мягко и ненавязчиво перевела разговор на естественные науки.

Женские образы в романе Отцы и дети

В имении Анна Сергеевна завела определенный распорядок, которому все должны были подчиняться. На претензии Базарова она сказала, что в деревне иначе нельзя, иначе со скуки помрешь.

Люди обычно чувствовали себя рядом с Анной Сергеевной свободно и говорили все, что думали.

Катя – сестра Анны Сергеевны. С нею наши герои познакомились, приехав в имение Одинцовой.  Она хорошо играла на фортепиано. Катя была недоверчива, и эту недоверчивость в ней развило воспитание сестры. Вот как отозвался Базаров о Кате:

Женские образы в романе Отцы и дети

Княжна Х. – тетушка Анны Сергеевны и Кати.  Худенькая, маленькая женщина. Своенравная и капризная. Приехав в имение, она постаралась занять лучшие комнаты. На прогулку  выходила в сопровождении единственного крепостного. За столом у нее было персональное место, которое никто не имел права занимать.

Арина Власьевна матушка Базарова – маленькая, кругленькая старушка. Без ума любит своего единственного сына, и в то же время побаивается его. Она… без хитрости – так охарактеризовал  Базаров свою мать. Это была настоящая русская дворяночка, напоминавшая  русских боярынь XVII века. Она верила в гадания, приметы, домовых и леших. Любила вкусно покушать, но строго постилась. Не признавала за еду телятину, голубей, раков, сыр, спаржу, земляные груши (топинамбур), зайчатину,  арбузы.  Она была очень доброй и по-своему неглупой женщиной. В молодости знала французский, и играла на клавикордах. Писала одно – два письма в год.  Знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который обязан подчиняться, не гнушалась  земными поклонами и прочими атрибутами почитания.  Знала толк в сушении, вареньях, хотя сама никогда ничего не делала.

Тургенев не беспристрастен, описывая в романе женщин. По его словам можно понять, кто из женских образов романа ему симпатичен, а кто – неприятен.  Он сочувствует Фенечке,  Арине Власьевне, с почтением  относится в Анне Сергеевне.  А вот Кукшина с ее наигранной эмансипацией ему, как истинно русскому дворянину, неприятна.

Оцените статью
Информационный образовательный портал: актуальную информацию в сфере образования и карьерного роста