Кому-то может показаться, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение о конфликте поколений. Несмотря на название, здесь только один конфликт: Базарова – с обществом. Даже Аркадий, готовый чуть ли не в рот ему заглядывать, и тот довольно часто не соглашается с ним. Особенно бросается в глаза потребительское и циничное отношение Базарова к женщинам, с которыми он сталкивается на протяжении романа. В этой статье представлены женские образы, мастерски описанные Тургеневым.
С бабушкой и матерью Аркадия Кирсанова читатель знакомится заочно. Бабушку Агафоклею Кузминишну Кирсанову Тургенев характеризует как «матушку-командиршу» предпочитавшую одеваться пышно. Она чувствовала свое превосходство над всеми, считала себя вправе первой подходить ко кресту, и вообще, в полной мере наслаждалась своим превосходством, которое дало ей выгодное замужество. Лишившись мужа и провинциального превосходства, Агафоклея Кузминишна затосковала, и вскоре умерла.
Николай Петрович, отец Аркадия, женился на дочери чиновника Марии Преполовенской. Это была симпатичная и начитанная, как тогда говорили, развитая девица. Она интересовалась научной литературой, играла вместе с мужем в 4 руки на фортепиано, любила всем сердцем своего мужа. На 10-м году счастливого и безмятежного брака матушка Аркадия тихо скончалась.
Фенечка – содержанка Николая Петровича. Молодая, миловидная женщина. Она держалась робко и скромно. Даже родив хозяину дома сына, она не возгордилась, всем, даже прислуге говорила «вы», и не командовала, а просила, осознавая, что по положению в доме она недалеко ушла от прислуги.
Авдотья Никитишна Кукшина – «передовая» женщина, как выразился о ней Ситников. Сама себя она называла Евдоксией. Выражение лица ее было неприятно натянуто, сама она держалась неестественно, словно играла какую-то роль. Авдотья Никитишна старалась выглядеть эмансипированной дамой. Она задавала вопросы и не ждала ответов. Она пила вино наравне с мужчинами.
Об Анне Одинцовой читатель и главный герой романа узнают во время пребывания у Кукшиной. Ситников назвал ее прелестью. Умница, богачка, вдова. Одинцова держалась прямо, с чувством собственного достоинства. От ее лица веяло ласковой и мягкой силой. Движения были плавные и естественные.
Тургенев словно противопоставляет Анну Одинцову Кукшиной. У Авдотьи неприятное, тоскующее выражение лица, у Анны губы улыбались едва заметною улыбкой. Авдотья держалась натянуто, Анна Сергеевна держится естественно и свободно. Аркадий в первый же вечер был очарован Одинцовой, Базаров, высказал свое мнение с некоторой долей цинизма, за которым, надо полагать он попытался скрыть свое чувство к ней. В ее присутствии Базаров смущался и краснел.
Ее отец, игрок и шулер, почти ничего не оставил своим дочерям. И Анна не рассчитывала на хорошую партию. Поэтому она вышла замуж, не раздумывая, за 46-летнего Одинцова, который влюбился в нее без памяти. Замужество давало ей покровительство и возможность поставить на ноги свою сестру Катерину. Правда, мужа своего она не любила, но прожила 6 лет. Он умер, оставив ей все свое состояние. Анна была действительно неординарной личностью, и о ней сплетничали все, кому не лень. Одни – из зависти в том она из бесприданницы превратилась в богатую вдовушку, другие – из потребности посплетничать.
Анна Сергеевна показала себя умным и тонким собеседником. Например, когда Базаров высказался, что он отрицает искусства, она мягко и ненавязчиво перевела разговор на естественные науки.
В имении Анна Сергеевна завела определенный распорядок, которому все должны были подчиняться. На претензии Базарова она сказала, что в деревне иначе нельзя, иначе со скуки помрешь.
Люди обычно чувствовали себя рядом с Анной Сергеевной свободно и говорили все, что думали.
Катя – сестра Анны Сергеевны. С нею наши герои познакомились, приехав в имение Одинцовой. Она хорошо играла на фортепиано. Катя была недоверчива, и эту недоверчивость в ней развило воспитание сестры. Вот как отозвался Базаров о Кате:
Княжна Х. – тетушка Анны Сергеевны и Кати. Худенькая, маленькая женщина. Своенравная и капризная. Приехав в имение, она постаралась занять лучшие комнаты. На прогулку выходила в сопровождении единственного крепостного. За столом у нее было персональное место, которое никто не имел права занимать.
Арина Власьевна матушка Базарова – маленькая, кругленькая старушка. Без ума любит своего единственного сына, и в то же время побаивается его. Она… без хитрости – так охарактеризовал Базаров свою мать. Это была настоящая русская дворяночка, напоминавшая русских боярынь XVII века. Она верила в гадания, приметы, домовых и леших. Любила вкусно покушать, но строго постилась. Не признавала за еду телятину, голубей, раков, сыр, спаржу, земляные груши (топинамбур), зайчатину, арбузы. Она была очень доброй и по-своему неглупой женщиной. В молодости знала французский, и играла на клавикордах. Писала одно – два письма в год. Знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который обязан подчиняться, не гнушалась земными поклонами и прочими атрибутами почитания. Знала толк в сушении, вареньях, хотя сама никогда ничего не делала.
Тургенев не беспристрастен, описывая в романе женщин. По его словам можно понять, кто из женских образов романа ему симпатичен, а кто – неприятен. Он сочувствует Фенечке, Арине Власьевне, с почтением относится в Анне Сергеевне. А вот Кукшина с ее наигранной эмансипацией ему, как истинно русскому дворянину, неприятна.