Повесть Обелиск Быкова: краткое содержание

Василь Быков в своей повести Обелиск описывает события, которые происходили во время Великой отечественной войны. Главные герои произведения — это журналист, имя которого писатель не указывает. Алесь Иванович Мороз — преподаватель в поселковой школе, который был убит во время Второй мировой войны. Тимофей Титович Ткачук — пенсионер, герой ВОВ, в молодости преподавал. Павел Миклашевич — сельский учитель, который чудом спасся от смерти.

Смерть учителя

обелиск быковКраткий пересказ повести стоит начать с того, что местный журналист из Гродненской области случайно узнает о смерти поселкового учителя Павла Миклашевича. С ним рассказчик познакомился два года назад во время конференции. Преподаватель обратился к нему с просьбой помочь в расследовании запутанного дела.

Журналист обещал приехать, но постоянно находил отговорки, чтобы не посещать учителя. Однако, узнав о его смерти, в сердце появилась тоска и чувство вины, что за весь период он не нашел свободного времени, чтобы преодолеть 20 км и навестить человека, который нуждался в помощи. По этой причине газетчик посчитал необходимым посетить похороны.

Это интересно! Константин Паустовский – Телеграмма: читаем краткое содержание

Краткое содержание произведения Обелиск повествует о Павле Миклашевиче, который работает учителем в школе, находящейся в селе Сельцо. В молодости преподаватель был партизаном, поэтому большую часть свободного времени проводил за изучением документации, которая относилась к истории Великой Отечественной войны.

Больше всего его интересовали события, которые разворачивались в Гродненщине, в его родном месте. Из-за того, что в бумагах были найдены нестыковки, Павел и обратился к журналисту. Однако каждый раз газетчик находил некий предлог, чтобы не приезжать в село. А теперь его мучила совесть, ведь можно было выделить немного времени, чтобы навестить Миклашевича и помочь разобраться в спорных вопросах.

обелиск повестьТеперь это не имело значения, но не поехать на похороны журналист не мог, иначе мучился бы угрызениями совести до конца своих дней.

По дороге в село рассказчик вспоминает Павла. Несмотря на свой возраст, учитель выглядел старо, лицо было морщинистым, тело очень худощавым, при этом в глазах читалась ясность ума и спокойный характер.

Поминки

Машина остановилась прямо около автобусной остановке, неподалеку от места, где стоял обелиск. Не зная, куда ему идти, он направился по аллеи в сторону школы. Приближаясь к зданию, он увидел человека с ящиком водки, как выяснилось потом, зоотехника. Человек подсказал журналисту, что поминки Миклашевича проходят в его доме, который располагается сразу за учебным заведением.

Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

Рассказчик незамедлительно отправился туда, за столом ему нашли свободное место. Как оказалось, его соседом на поминках был ветеран, это стало понятным по орденской планке, которая была на одежде пенсионера. На стол начали выставлять бутылки с алкоголем, было бурное обсуждение сельского учителя, которого в селе все уважали, а дети искренне любили.

обелиск краткое содержание по главамСмерть Миклашевича была ожидаемой, но для всех стала по-настоящему трагической. Но вскоре, слово взял Ксендзов — заведующий районным отделением образования и начал говорить о том, что Павел был хорошим человеком, активно участвовал в общественной жизни села, а также отстаивал коммунистический режим страны.

После этого заведующий начал рассказывать, как страна восстановилась после ВОВ, что происходит во всех отраслях жизнедеятельности государства.

Ветеран войны не выдержал рассказа Ксендзова и напомнил людям, что они пришли на поминки, что только что предали тело земле. Также он напомнил, что гордостью села является Мороз, про которого почему-то все забыли, а он сделал для Сельца очень многое. В этот момент газетчик перестал понимать, что происходит и о чем говорит пенсионер.

Однако для окружающих было все ясно, журналист заинтересовался и расспросил местных про пенсионера. Им оказался Ткачук Тимофей Титович, который в молодости работал учителем и преподавал детям в этом селе, а сейчас живет в городе. Ветеран не выдержал того, что происходило на поминках, и покинул их, журналист посчитал, что оставаться здесь не имеет смысла, так как узнать что-то интересное не представляется возможным.

Разговор возле обелиска

обелиск читать краткое содержаниеВстав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.

Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.

Это интересно! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам

Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.

Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.

краткий пересказ обелискСвою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.

Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.

Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.

Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины. Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает. Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания. Однако сам Мороз считает, что это не главное.

Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы.

Важно! Учитель на своем примере показывал ребятам, что нужно заботиться об окружающих людях и животных. Например, он приютил в школе хромую собаку и слепого кота.

Годы войны

обелиск повесть читать краткое содержаниеСледующая встреча состоялась в 41 году, когда Ткачук проезжал мимо поместья январским вечером. Он промерз и решил согреться в стенах школы. Ему открыли ребята. Они рассказали, что учитель пошел провожать домой двух близняшек, так как на улице быстро потемнело, а их дорога проходит через лес.

Также дети пояснили, что Мороз специально купил для них теплую обувь, так как у родителей на это не было достаточно средств. Также в школе проживал Павел Миклашевич, у него были серьезные проблемы с отцом.

Это интересно! Александр Грин Бегущая по волнам: читаем краткое содержание

Однако вскоре ему пришлось покинуть стены образовательного учреждения, так как поступил приказ от прокурора Сивака, чтобы ребенок вернулся домой. Его отец на глазах практически всего села избивает, но ни один взрослый не заступился за мальчишку, только Мороз смог противостоять мужчине. Вскоре он добился того, чтобы мальчика определили в детский дом. Однако Павел продолжал жить в школе.

обелиск краткое содержание брифлиВсе изменилось в один момент, когда пришло известие о начале военных действий. Многие до последнего не верили, что фашизм придет на белорусскую землю.

В тот период никто не подозревал, что война затянется на долгие четыре года, да еще и унесет так много жизней. Ткачук и многие другие учителя вместе с детьми ушли в лес и стали партизанами. Новости они получали через Мороза. Но нашлись те, кто добровольно решили служить немцам.

Когда Ткачук попал в деревню, то выяснил, что большинство людей, которых он считал союзниками, стали предателями. А Мороз продолжал преподавать, но уже у себя дома. В месте, где была школа, сделали штаб фашистов.

Месть предателю

обелиск главные герои повестиВ селе было два шефа полиции, один являлся помощником партизан, а второй — настоящий предатель. В деревне среди местных получил прозвище Каин.

До начала ВОВ его сущность ничем не проявилась, многие не думали, что он может перейти на сторону врага. Каин подозревал, что Мороз помогает партизанам, поэтому неожиданно нагрянул в школу для проверки.

Фашисты все перевернули и обыскали каждый уголок, ничего не нашли, но допросили Мороза. Дети затаили обиду и решили наказать предателя. При этом школьники не стали посвящать учителя в свои планы. Пять мальчишек, в их числе был Павел, знали, что шеф полиции постоянно ездит через овраг к своему отцу, и решили подпилить опоры, время выбрали в начале весны.

При помощи пил и топоров мальчишки повредили опоры, при этом по мосту можно было без опасения передвигаться пешком. Рухнуть мост мог только при движении автомобиля. Все произошло на рассвете, когда около моста осталось только двое ребят — Смурый и Бородич. Машина перевернулась, но погиб только один немец. Каин увидел фигуры мальчишек и сразу понял, кто виноват в обрушении.

обелиск очень краткое содержаниеПавел Миклашевич сразу после случившегося побежал к Морозу и все ему рассказал, но учитель не знал, как помочь ребятам. Он был в смятении, не мог защитить своих воспитанников.

Уже в полночь Алесю сообщили, что всех парней задержали, а теперь очередь самого Мороза, но благодаря предупреждению Лавчени учитель успел скрыться от фашистов в отряде партизан. Несколько дней Мороз не находил себе места, так как не знал, что происходит с его учениками.

Ребятам устроили допрос, и под пытками всю вину взял на себя Бородич. Матери просили старосту отпустить сыновей, но немцы не хотели никого слушать. Однако поставили условие, что могут отпустить мальчишек, если добровольно явится сам Алесь Мороз. Матери умоляли, а партизаны понимали, что это равно самоубийству. Но Мороз считал, что необходимо поступить по совести и пойти к ребятам. Учитель понимал, что это верная гибель, но лучше попытаться помочь, чем вообще ничего не предпринимать.

Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам

Героический поступок

обелиск краткое содержание по главамМальчишки не могли поверить, что учитель добровольно сдался, они думали, что Мороза схватили. Всех семерых приговорили к смертной казни, и спасти уже ничего не могло. Их повели через тот же мостик, сбежать шансов не было, но Мороз придумал, как отвлечь немцев. Он сказал Павлу: Когда начну кричать, беги в лес.

Парень подумал, что у учителя есть некий план. А когда Алесь Мороз закричал, парнишка отвлекся на секунду и не сразу сообразил, что нужно бежать в сторону леса. Поэтому его догнали полицаи и стали палить из ружья. Мальчика приволокли ко всем и стали жестоко избивать. Когда немцы успокоились, то подумали, что Павел мертв и сбросили его в канаву.

Однако ночью его тело забрали партизаны и долго лечили. Остальных повесили в первый день Пасхи на телефонном столбе, и их тела висели на всеобщем обозрении несколько дней. После их останки захоронили на кирпичном заводе.

Павел сильно пострадал, он много лет лечился от туберкулеза. Болезнь появилась после того самого ранения, вода, где он пролежал несколько часов, была грязной, она попала в кровь и начался воспалительный процесс. Во время долгого лечения от заболевания у Павла начала развиваться патология сердечно-сосудистой системы. И умер он еще молодым в возрасте 36 лет.

Полезное видео

Подведем итоги

По всем главам повести прослеживается героизм людей, которые сражались за свою родину. Алесь Мороз — это герой, так как он не стал спасаться, хотя у него была возможность сохранить свою жизнь. В тот момент Мороз не думал о героизме, он думал о своих учениках. Совесть не позволяла ему жить спокойно, зная, что мальчики подвергаются мучениям. Учитель знал, что их не отпустят, но посчитал своим долгом умереть вместе с ними. Повесть Василя Быкова отражает героизм многих людей, которые защищали Родину от фашизма.

Читайте также:  Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание
Оцените статью
Информационный образовательный портал: актуальную информацию в сфере образования и карьерного роста