Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова Три богатыря. На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси, имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков….
Описание этапов работы
Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки, легенды, предания.
При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.
Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.
Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.
Как пишется сочинение по картине Васнецова Богатыри.
Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:
- общее описание художественного полотна,
- отдельные характеристики каждого из трех богатырей,
- описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.
Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.
В первой части сочинения необходимо дать подробный ответ: кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:
Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества. Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток. Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.
Это интересно: Описание осеннего пейзажа: сочинение по картине Левитана Золотая осень
Центральными фигурами холста являются три могучих богатыря. Это главные герои народного эпоса, русских сказок, мультипликационных и художественных фильмов:
- Илья Муромец,
- Добрыня Никитич,
- Алеша Попович.
Автор достаточно ярко передал основные особенности характеров легендарных богатырей. Их основные черты прослеживаются в большинстве разнообразных фольклорных источников. Повествование можно поделить на три раздела, каждый из которых будет посвящен одному из богатырей.
Илья Муромец
На картине Васнецова богатыри расположены в центральной части полотна, посредине фигура самого известного героя, которому посвящено значительное число былин и сказаний – русского богатыря Ильи Муромца.
Он взрослее, опытнее, мощнее физически двух других воинов. Илья Муромец выходец из простого крестьянского народа не может похвастать богатым снаряжением.
НА картине мы не увидим на нем богато украшенных наручей или дорогой кольчуги. Простые рукавицы, старенькие пыльные сапоги – свидетельствуют о небольшом достатке.
Зато Илья Муромец невероятно силен и хорошо вооружен: мощные копье со щитом, тяжелая палица, свисающая с руки, массой явно превосходящая классическую пудовую мерку, большой колчан со стрелами – сомнительно, что все это сможет удержать изнеженный юноша.
Под стать всаднику богатырский конь. На него Илья Муромец явно тратит все имеющиеся средства: конская сбруя изготовлена из металла, а не обычной кожи, хороша и богата. Илья уверенно сидит на коне, но в то же время, несколько расслабленно: стремена висят свободно. Но зритель чувствует, что достаточно малейшего сигнала об опасности, как русский богатырь бросится в смертный бой. Илья Муромец на картине не спеша осматривает окрестности, заслонив глаза рукой от солнечных лучей.
Конь вместе со всадником составляют своеобразный монумент, символизирующий единство народа, готового биться за Русь с потенциальными захватчиками. Грозное спокойствие всем своим видом демонстрирует Илья Муромец.
Важно! Сочинение призвано подчеркнуть основное сходство былинного воина Ильи Муромца с духом народным, который сломить трудностями невозможно.
Добрыня Никитич
По правую руку от Ильи Муромца художник поместил богатыря, который является выходцем из других социальных слоев – Добрыню Никитича. У Васнцова он примерно одного возраста с Ильей Муромцем, хотя многие народные сказания предпочитают говорить о молодости и горячности Добрыни. Княжеские корни богатыря подразумевают определенный уровень благосостояния.
Добрыня щеголяет дорогими нарядами. Притягивают взгляд шитый золотом кафтан, добротные новые сапоги и богатый шлем, снабженный защитной сеткою. Золотом украшены цепь и крест православный, ножны с рукоятью меча богатырского. Щит красного цвета, декорированный сверкающими заклепками, тоже должен стоить дорого.
Это интересно: Повесть Гранатовый браслет: анализ произведения
Меч Добрыня Никитич держит наполовину вынутым из ножен: он не потратит ни одной лишней секунды, если придет нужда обороняться. Хорош также белый рысак с роскошной гривою. Оба они напряженно ожидают беды, в любой миг готовы пуститься вскачь.
Сочинение про Добрыню и его подвиги можно написать отдельно. Это сам по себе интересный образ русского фольклора.
Алеша Попович
С правой стороны холста, по левую руку от Ильи Муромца, красуется самый молодой и романтичный из героических русских воителей. Это приемный сын обычного ростовского батюшки, которого народ кличет Алешей Поповичем.
Нет в нем той физической мощи былинной, которая характерна для его собратьев. Но зритель невооруженным глазом отмечает, что храбрости, находчивости со смекалкой молодому человеку не занимать.
Основными чертами, характеризующими Алешу Поповича, являются не столько сила, сколько ловкость и хитрость. Смотрит молодой богатырь вдаль, вроде бы, мечтательно, но лук всегда держит в боевой готовности.
Рядышком виднеются гусли, чьи струны парень с удовольствием перебирает во время редкого отдыха. Алеша внешне красив. Одежда на нем достаточно дорогая.
Важно! Несмотря на нарочитую лиричность облика, чувствуется, что у Алеши Поповича несгибаемая воля, сила духа и преданность родной земле такая же, как у его товарищей Ильи и Добрыни.
Функция пейзажа
Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.
У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.
Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.
Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:
старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.
Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.
Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко
Анализ картины Три богатыря Васнецова
Картина Три богатыря
Завершение
Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен, осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.