Одно из существенных отличий гласных звуков от согласных связано с сильной и слабой позицией в слове. Если сомнительный согласный встанет перед так называемым сонорным звуком (то есть перед л, м, н, р), в или перед гласным это значит, что согласный в сильной позиции.
Важно! У гласных звуков есть только одна сильная позиция – под ударением.
Безударные гласные в корне слова
Неопытный школьник может подумать о том, что проверка – инструмент на все случаи жизни.
Чтобы легко расстаться с этим заблуждением, нужно запомнить несколько нюансов:
- Проверять лишь нуждающиеся в проверке безударные гласные в корне.
- Если в слове есть безударная непроверяемая гласная, нужно заглянуть в орфографический словарь.
- В корнях с чередованием применить другое правило.
Если знать эти нюансы, непроверяемые гласные в корне слова перестанут казаться неодолимой проблемой.
Опасные и безопасные звуки
Какую опасность таит в себе звук в безударной позиции? Способность превращения в двойника. Например, в слове тяжелый сомнительный звук я, в безударной позиции его легко спутать с е. Есть слова, где э или е звучит как и, а и неожиданно «надевает маску» своего «родственника» е. Столь же легко перепутать в безударной позиции гласные а и о.
Интересный факт! Звуки у, ю, ё безопасны.
Например, ё всегда стоит под ударением, то есть в сильной позиции, а значит вряд ли можно сделать ошибку. А у и ю не с чем перепутать, потому что у них нет двойников. Благодаря этому у всегда стоит в сильной позиции, и его незачем ставить под ударение. Поэтому при проверке слова уголок нужно проверить стоящую в слабой позиции о (неопытные школьники порой забывают об этом).
Проверка
В русском языке много слов, где лишь одно ударение и несколько звуков в слабой позиции. В таких случаях недалеко и до ошибки. Учитывая, что сомнительные гласные можно проверить лишь с помощью ударения, школьники часто сталкиваются с трудностями и задают вопрос: можно найти проверочное слово или нет?
В одних случаях удается подобрать одно, а то и два проверочных слова, и проблема правописания трудных звуков решится.
Как быть в случаях с непроверяемой безударной гласной, например, э в слове экватор? Неопытный школьник может написать «икватор». В таких случаях лучшим другом школьника будет орфографический словарь, где собраны слова с непроверяемыми безударными гласными. Проверив по нему правописание, нужно запомнить словарные слова с сомнительными звуками, например, солдат, раздевание, велосипед.
Но есть и другие правила, и здесь попытка применить проверочное слово напрасна: подчас получается ситуация, когда оно может вводить в заблуждение. Это значит, что нужно хорошенько запомнить правило, чтобы узнавать его и избегать возможных ошибок.
Корни с чередованием
Вот одно из правил: в корнях гор, клон, твор в безударном положении нужно писать букву о, а в зар, плав должна быть а. Под ударением пишется то, что слышится. Если, например, попытаться сделать традиционную проверку о в слове наклониться, результат – кланяться и поклон. Данные корни проверять с помощью однокоренных слов не нужно.
Если же твердо помнить правило о корнях с чередованием, сомнений нет: конечно же, наклониться нужно писать через о, а в слове озарился – а. И, конечно же, нужно помнить исключения.
Есть еще одно правило. Если школьник не знает его, то наверняка напишет вырастить через о, так и не сумев проверить сомнительную а. Правило несложное: в раст, ращ должна быть буква а, а в корне рос нужно писать о.
И нужно помнить об исключениях: росток, отрасль, Ростов. Аналогично в корне лож пишется о , а в корне лаг соответственно а.
В скак пишется а, а скоч пишется через о. Есть и исключения из правила – скачок, скачи.
Интересное правило, где чередованием командует суффикс а.
Вот варианты таких чередований:
- буквосочетание ир,
- иные буквосочетания,
- чередование двух звуков с одним,
- корни с чередованием о и а.
Важно! В первом случае получается необычная орфограмма: часть корня вместе с суффиксом превращается в женское имя.
В двух первых случаях правило звучит так: если есть суффикс а, в корне нужно писать и, а если суффикса нет, появляется е.
С одновременным чередованием гласных и согласных мы уже знакомы. Но есть и такие случаи, когда «по команде» властного суффикса получается чередование а или я с им или ин. Например, занятие пишется через я, а в слове заниматься появляется суффикс, а перед ним звукосочетание им (получается има). Похожая ситуация с чередованием в словах смять – сминать.
А в корне кос-кас чередуются о и а. Без суффикса пишется кос, а с суффиксом – каса. Пример чередований: касаться – коснуться.
Полезное видео
Подведем итоги
При возникновении сомнений, нужно либо заглянуть в орфографический словарь и запомнить правильное написание, либо нужно применить правило о чередовании корней. В двух правилах гласная в корне чередуется вместе с согласной. Есть несколько правил, где чередование связано с появлением или исчезновением суффикса а.