Поэтические литературные произведения отличаются от прозаических наличием определённого ритма. Он возникает потому, что большинство стихотворений имеет размер и рифму. Определение стихотворных размеров нередко бывает связано с трудностями, но оно необходимо как при исследовании поэтических текстов, так и при их создании. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, необходимо прежде разобраться, что понимается под этим названием.
Определение понятия
Что такое стихотворный классический размер. Ритмический рисунок стихотворения в современной русской литературе задаётся порядком чередования ударных слогов с безударными и их количеством в строке. Такая система стихосложения называется силлабо-тонической. В России она сложилась в первой половине XVIII века. Для более раннего времени была характерна силлабическая система, то есть такая, при которой значение имело только количество слогов в строке без учета ударений.
Пять основных стихотворных размеров, сейчас относящихся к классическим, возникли ещё в Древней Греции, только в греческой системе вместо ударных и безударных звуков использовались долгие и краткие.
Виры размеров стихов
Виды
Со времени перехода на силлабо-тоническое стихосложение на протяжении почти двух веков в русской поэзии использовались две разновидности стихотворных размеров: двусложные и трехсложные.
Виды двусложных размеров:
- Хорей. Под ударением первый из двух слогов.
- Ямб. Ударный второй слог каждой стопы.
Это интересно! Детальный анализ стихотворения Александра Пушкина К Чаадаеву
Двусложными называются те размеры, в которых между двумя ударными слогами находится один безударный. Ударный и безударный слоги образуют единицу, называемую стопой. Под ударением в стопе из двух слогов может оказаться либо первый, либо второй слог.
Типы трёхсложных:
- Дактиль. Первый слог ударный.
- Амфибрахий. Второй слог.
- Анапест. Третий попадает под ударение.
Здесь стопа содержит три слога. Соответственно возможны три варианта расположения ударений.
Таблица классических размеров стиха с примерами
Название | Схема | Примеры | |
Двусложные | Хорей | _́ _ | Ве́тер, ве́тер! Ты́ могу́ч, Ты́ гоня́ешь ста́и ту́ч… (А.С. Пушкин) |
Ямб | _ _́ | Встаё́т заря́ во мгле́ холо́дной, На ни́вах шу́м рабо́т умо́лк. (А.С. Пушкин) | |
Трёхсложные | Дактиль | _́ _ _ | Ти́хое, до́лгое, кра́сное за́рево Ка́ждую но́чь над стано́вьем твои́м… (А.А. Блок) |
Амфибрахий | _ _́ _ | Гляжу́, поднима́ется ме́дленно в го́ру Лоша́дка, везу́щая хво́росту во́з. (Н.А. Некрасов) | |
Анапест | _ _ _́ | Не гляди́ же с тоско́й на доро́гу И за тро́йкой восле́д не спеши́… (Н.А. Некрасов) |
В поэзии XVIII и начала XIX века чаще использовался двусложный размер стиха. Примером тому может служить любимый стихотворный размер Пушкина – четырёхстопный ямб. Правда, поэму «Домик в Коломне» поэт начинает с признания: «Четырёхстопный ямб мне надоел». Однако поэт от ямба не отступает, хотя на этот раз использует пятистопный.
Важно! К XX веку возникли неклассические варианты, например, дольники. В них чередуются стопы, различные по числу слогов.
Определение размера
Узнать размер стиха можно несколькими способами:
- Скандирование.
- Отбивание ритма.
- Подсчёт ударных и безударных гласных.
- Составление схемы.
- Подстановка созвучного слова.
Как определить размер стихотворения
Скандирование
Способ подходит людям с преобладающим слуховым восприятием. Заключается он в прочтении стихотворения ритмично, тем же образом, каким дети произносят считалки. В этом случае даже при пропуске ударения, например, из-за длины слова, на этом месте появляется интонационное:
На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет:
У́-ро-ни́-ла в ре́ч-ку мя́-чик.
Вторая строчка начинается с длинного слова, в котором при скандировании появляется второе, интонационное ударение на первом гласном звуке. В результате акцент и слабое звучание чётко чередуются, позволяя определить, что стихотворение написано хореем.
Скандирование
Отбивание ритма подсчет гласных
Находясь на экзамене, в читальном зале или в ином месте, где шум нежелателен, к скандированию прибегнуть невозможно, а мысленный вариант не всем помогает. В этой ситуации можно отбивать ритм сильными и слабыми ударами пальца или карандаша по ладони.
При наличии перед глазами текста есть возможность прибегнуть к подсчёту ударных и безударных гласных. Для этого расставляются ударения в нескольких строках стихотворения, а затем подсчитывается количество безударных слогов между ударными.
Подсчет гласных
Составление схемы
При преобладании зрительного восприятия и развитом абстрактном мышлении помогает составление схемы (примеры схем были приведены в таблице выше). Делается это следующим образом. Предположим, требуется повести анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». Для этого рекомендуется исследовать не одну строчку, а больше из-за возможного выпадения или добавления ударений. При наличии опыта достаточно двустишия, но поначалу лучше лишний раз проверить на последующих строках.
Шё́пот, ро́бкое дыха́нье.
Тре́ли соловья́,
Серебро́ и колыха́нье
Со́нного ручья́.
Схематически обозначается количество слогов, отмечаются ударные:
_́ _ _́ _ _ _ _́ _
_́ _ _ _ _́
_ _ _́ _ _ _ _́ _
_́ _ _ _ _́
На схеме видно, что минимальное расстояние между ударными – один безударный. Следовательно, стопа состоит из двух слогов. При разделении на стопы схема выглядит так:
_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /
_́ _ / _ _ / _́
_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /
_́ _ / _ _ / _́
Согласно таблице, стопа в стихотворении А.А. Фета соответствует схеме хорея. О пропущенных ударениях будет сказано ниже.
Это интересно! Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе
Подстановка созвучного слова
Способ заключается в том, что для каждого двусложного и трехсложного размера подбирается слово соответствующей длины и с ударением на нужном слоге.
Например:
- мо́ре – хорей,
- река́ – ямб,
- о́зеро – дактиль,
- боло́то – амфибрахий,
- океа́н – анапест.
При подстановке нужного слова в строку и его повторении ритм стихотворения не изменяется.
Пример:
Ах, бы́-ли счаст-ли́-вы-е го́-ды! (Н.А. Некрасов)
Бо-ло́-то, бо-ло́-то, бо-ло́-то.
Ритмический рисунок совпадает с образцом амфибрахия.
Практика показывает, что труднее всего даётся различие между анапестом и амфибрахием, причём запомнить сложно не строение, а то, какой из них как называется.
Среди филологов бытует забавное двустишие, которое облегчает запоминание:
«Ана́пест, ана́пест, ана́пест!» –
Вот та́к амфибра́хий звучи́т.
Это интересно! Что такое перифраза: виды и примеры из художественной литературы
Полезное видео: стихотворные размеры
Сложные случаи
Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.
Важно! Отсутствие ударения на ритмически заданном месте называется пиррихий, появление лишнего – спондей.
Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».
Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:
И се́рдце ра́достно
Дрожи́т и та́ет,
Пока́ зво́н бла́гостный
Не замира́ет
Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:
_ _́ / _́ _́ / _ _
Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.
Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.
Это интересно! Стих Жираф Николая Гумилева: анализ по плану
Полезное видео: как определить стихотворный размер
Вывод
С развитием интернета, во многом облегчающего жизнь тем, кто умеет его правильно использовать, появились и ресурсы, позволяющие определять размер онлайн. Услуга полезная, однако наиболее оправданно её использование в случае литературоведческого анализа достаточного количества текстов. Прочувствовать настроение, ритм, мелодию стихотворения с помощью подобных сервисов не удается. Чтобы всё богатство выразительных средств, заложенное поэтом в своё творение, не прошло мимо восприятия читателя, последнему лучше уметь разбираться в ритме стиха самостоятельно.