В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, аллегории, тропы и др.).
Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.
Оглавление:
- Анафора: значение
- Анафора: википедия
- Виды анафоры
- Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора: значение
Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю стройный вид…
Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.
Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает вынесение вверх. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина Осень используется анафора уж, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Анафора: википедия
Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).
Виды анафоры
- Звуковая анафора (представляет собой повторяющиеся сочетания одинаковых звуков). Например, в одном из стихов А. С. Пушкина в начале первых строчек ярко выражен повтор не слова, а первых трех его букв: Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…)
- Лексическая анафора (данный случай прямо показывает повтор целых слов в начале первых строчек стихотворений. Например: Не напрасно ль дует ветер, не напрасно ль вновь гроза. Следует отметить, вид наиболее часто встречается в литературе и русском языке. Если открыть школьные учебники по этим предметам, то можно найти знакомые высказывания известного писателя Афанасия Фета, который является мастером по использованию стилистических фигур и лексической анафоре: Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,.. рассказать, что лес проснулся ).
- Строфическая анафора (этот вид может стоять из повторений в начале каждой строфы, причем повторяться может как словосочетание, так и одиночное слово, чаще – восклицательное. К примеру: Земля!.. От влаги снеговой… Земля!.. бежит, опять бежит).
- Синтаксическая анафора (значение этого вида стилистической фигуры отличается повторением не только слов и словосочетаний, но и целых синтаксических конструкций. К примеру: сижу ли я …, вхожу ли я…, брожу ли я…).
- Строфико-синтаксическая анафора (этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями. К примеру, пока не страждет командир пока не жаждет пулемет ).
- Морфемная анафора (в этом случае идет повторение части слова (морфем). Возьмем в пример строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова: …Черноглазую девицу, черногривого коня!.. ).
Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.
Примеры:
- «Люблю лебедей, Холодных и чистых Люблю лебедей (Г. Серебряков).
- «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно ненавидя» (Ф. Достоевский ).
- Всё разнообразие, вся красота, вся прелесть, слагается из тени и света (Л.Толстой ).
В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.
Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения. В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация, в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).
В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими, часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.
Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе, ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы», «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).