Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году. Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен. Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.
Оглавление:
- Фабула
- Мораль басни «Ворона и лисица» — проблематика
- Анализ басни «Ворона и лисица»
- Отличия небылицы Крылова и басни Лафонтена
- Заключение
Фабула
С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира. Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе. Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа. Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.
Судьба преподнесла пернатой героине вкуснейший сыр. Она уже была готова отведать небесное послание, но задумалась о каких-то важных делах. Никто не знает, о чём мечтает глупое и горделивое создание в моменты относительного блаженства. Вскоре пред нами предстаёт другой герой басни – хитрая лиса. Её нос учуял прекрасное угощение. Зная, что простые уговоры не заставят ворону поделиться даже половиной сыра, она выдумывает ложь.
На заметку!
Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.
Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра. «Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса. Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.
Мораль басни «Ворона и лисица» — проблематика
В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни. Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения. Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.
- Детям следует рассказывать о похвале. Она позволяет трезво оценивать собственные поступки и решения.
- Встреча же с лестью затуманивает неокрепший ум и провоцирует его мнить себя выше других.
- Похвала делает человека лучше, придаёт умеренной веры в собственные силы, укрепляет связь с окружением.
- Крылов же показывает, как испорченная натура легко поддаётся провокационным заявлениям, которые потенциально всегда хочет слышать горделивая ворона.
- Правильно воспитанная личность имеет меньше шансов встретиться с грубой и лживой лестью.
Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.
Анализ басни «Ворона и лисица»
В произведении имеются две стороны, разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.
Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием. Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар. Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации. Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.
Отличия небылицы Крылова и басни Лафонтена
- Авторы привносят в собственные произведения уникальную подачу и национальный колорит. Это прослеживается при обстоятельном анализе. Однако мораль басни Крылова «Ворона и лисица» остаётся такой же, как и у Лафонтена.
- Стихи французского автора имеют более прозаическую структуру. Крылов старательно выстраивает перед читателем живое и поэтичное представление.
- Лисица Лафонтена говорит не так красноречиво, как в творении русского баснописца.
- Финальная быстрота ухода рыжей воровки резко отличает произведение Иван Андреевича.
Заключение
Короткая и живая басня долгие годы предстаёт мерилом общества XIX века. Она преподаёт уроки, высмеивает порочность и учит не попадаться в ловушку неприкрытой лести. Всякая испорченность должна исправляться и не ступать по той дороге, что приводит к позору. Смысл басни определяет предрасположенность глупости к большому обману. Птицу не жалеют, её учат. Лисицей не восхищаются, её исправляют.