Что такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения — эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!
Оглавление:
- Этикет
- С раннего возраста
- В подростковый период
- Взрослые люди
- Заключение
Этикет
Слово «этикет» позаимствовано из французского языка. Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.
Это интересно: что представляет собой духовная сфера?
Но зачем в обществе существуют правила этикета? — спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:
- В домашней обстановке,
- В общественных местах,
- На работе или службе,
- В гостях,
- Во время делового общения,
- На официальных приемах и церемониях.
Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.
К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?
Это интересно: кто написал гимн России?
С раннего возраста
Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых — своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.
Это интересно: что такое архаизмы, примеры в русском языке.
Как было принято у наших бабушек и дедушек:
- Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям,
- С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя,
- Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.
В подростковый период
Что происходит сейчас: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.
Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.
По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет — им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.
Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:
- Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями,
- Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается,
- Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.
Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.
Взрослые люди
И вот малыши становятся взрослыми. И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:
- Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
- Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
- А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими — хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.
А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?
Заключение
Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился — и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения, которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.
Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.
Этикет — это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет — это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.