Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольниками

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольниками

Виды занятий в ДОУ отличаются от возраста детей, их индивидуальных особенностей, социализированности. Каждое занятие направлено на развитие того или иного качества личности.

В остальном ФГОС четко регулирует виды деятельности, которые воспитатель должен учитывать в образовательном процессе.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.

При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:

  • индивидуальные возможности и стремления воспитуемого,
  • сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми,
  • характер взаимодействия с детьми и взрослыми,
  • уважительное отношение к сверстникам и родителям.

ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.

Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольниками

Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:

  • физическое развитие,
  • развитие речи,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • личностное развитие,
  • развитие мотивации,
  • развитие социализации,
  • развитие познавательного интереса,
  • развитие художественных навыков и эстетического вкуса.

Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольникамиДля детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.

Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.

Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.

Способы организации детей

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольникамиВсе вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.

В группах учитываются следующие характеристики:

  • разнообразие игрушек и оборудования в детском саду,
  • возрастные особенности детей,
  • безопасность условий в помещении,
  • уровень физической подготовки детей,
  • уровень квалификации воспитателя.

В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.

Фронтальный

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольникамиОсновной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.

Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.

В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений.

Индивидуальный

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольникамиКаждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.

Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.

Поточный

Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.

Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.

Групповой

Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.

В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.

Классификация НОД в детском саду

Занятия с детьми в ДОУ способы организации и классификация форм работы с дошкольникамиНепосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:

  1. Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
  2. Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
  3. Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
  4. Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.

Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС

1 Комплексная непосредственно образовательная деятельность Применение традиционных видов деятельности и искусства
2 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Открытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы.
3 Основная тематика образовательная деятельность Доминантная задача развитие морально-этических знаний
4 Коллективная образовательная деятельность Написание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое
5 Экскурсия Посещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости
6 Непосредственно образовательная деятельность труд Помощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания
7 Творчество Словесное творчество детей
8 Посиделки Изучение фольклора
9 Сказка Речевое развитие детей
10 Пресс-конференция Дети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий)
11 Путешествие Организация экскурсии, где гидом является сам дошкольник
12 Эксперимент Дети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега)
13 Конкурс Воспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр.
14 Рисунки-сочинения Ребята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет
15 Беседа Затрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка

Заключение

В ДОУ отходят от понятия «занятие», уклон делается на интересы воспитуемого, его активность и взаимодействие с окружающими, формирование не только бытовых навыков, но и взглядов на жизнь.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: