Согласно Современному толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой , термин «Обществоведение» понимается как совокупность наук об обществе.
В советскую эпоху так же назывался один из школьных предметов, ориентированный на привитие ученикам взгляда на мир и происходящие в нём процессы в соответствии с марксистско-ленинской теорией коммунизма.
После распада СССР и своей кратковременной отмены предмет вновь вернулся в школы под новым названием «Обществознание» и представляет собой сплав начальных сведений из экономики, правоведения, философии, политологии и социологии.
Оглавление:
- Понятие истины и основные определения
- Классификация
- Взаимосвязь относительной и абсолютной истины
- Объективная истина
- Критерии истины и истинного
- Формы представления
Понятие истины и основные определения
Понятие истины является одним из ключевых элементов философии, в частности, такого его раздела, как эпистемология или теория познания. Согласно наиболее простому и лаконичному понятию, истина — это одна из характеристик мышления в отношении к объекту мышления. То есть если мысль соответствует предмету, то она является истинной. В конечном счёте проблема истинности сводится к возможности получения достоверных данных о некотором объекте.
Постановкой проблем эпистемологии и последующим их решением занимались многие философские школы. На основании сведений, собранных этими школами, и разработанных концепций, можно сказать, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина». При этом необходимо учитывать, что во многом сами определения этих школ связаны с их подходом к постулированию понятия истинного. В конспективном виде их можно представить в следующих предложениях, содержащих информацию об истине, высказанных в разное время различными философами:
- Ф. Бэкон: «Все знание о мире обосновывается только опытом» (эмпиризм).
- Д. Юм: «Только при помощи ощущений можно познавать мир» (сенсуализм).
- Р. Декарт: «Достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума» (рационализм).
- И. Кант: «Вещь в себе непознаваема» (агностицизм).
- М. Монтень: «Получать достоверные знания о мире нельзя» (скептицизм).
С развитием общества менялись не только представления о содержании понятия, но и набор фактов и событий, который можно было бы считать истинным. Так, в Древнем Египте считалось вполне очевидным, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир на суд Осириса. В Древней Греции люди считали, будто олимпийские боги часто вступают в контакт со смертными женщинами, отчего рождаются герои (например, Геракл). Средневековое сознание делало возможным существование людей с пёсьими головами, а многие мыслители и учёные находились в поисках философского камня — то есть вещества, способного обратить все в золото.
Сейчас все эти представления кажутся глупыми суевериями, однако для людей прошлых эпох они составляли такую же реальность, как для нас молекулярная картина мира и теория эволюция. Это подталкивает к простому выводу: истина может быть как абсолютной, так и относительной, и соотношение этих категорий изменяется во времени.
Классификация
Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:
- Относительная: приближенное к действительности знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который определяет способы получения этого знания, это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
- Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.
При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие. Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий. В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.
Взаимосвязь относительной и абсолютной истины
Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.
Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.
В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.
Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии. И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события. Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.
Объективная истина
Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:
- Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций. Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).
При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев. Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели». Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.
Критерии истины и истинного
Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:
- Чувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
- Соответствие законам логики.
- Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
- Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
- Ясность и отчётливость.
- Простота и экономичность формулировки.
- Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
- Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.
Как можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере. Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении. Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.
Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.
В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.
Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?
Формы представления
Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.
Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.
Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.
Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.
Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.