Какова роль биологии в современном обществе

Научные изыскания отражают вектор развития современного общества. Естественные науки теперь служат не эфемерным богам, а направлены на решение прикладных задач. Они связаны с покорением космоса, изобретением новых источников энергии. Роль биологии в современном обществе очень велика. Сегодня мы узнаем, что изучает биология, рассмотрим ее путь становления, выдающихся ученых разных эпох….

Основополагающее понятие

Биология – наука, изучающая разнообразие жизни на планете. Речь идет не только о высшей нервной деятельности человека, но видовых особенностях животных и растений. Смежные дисциплины изучают вирусы/микробы, озабочены озеленением космических объектов. Дальнейшее повествование переубедит вас, почему биологические знания нужны каждому.

Важно! Пара греческих слов: «bios» и «logos» создают название целой дисциплине. Их перевод звучит как «наука о жизни». Думаю, вопрос «что изучает биология» больше не стоит перед читателем.

Актуальность знаний для человека

Почему так необходимо применение биологических знаний? Понимание законов природы, принципов жизнедеятельности организма открывает новые возможности для:

• борьбы с эпидемиями, сезонными заболеваниями,
  • улучшения экологической ситуации в пределах области, планеты,
  • представления разнообразия живых организмов, их строения, поведения,
  • применения биологических знаний на практике (так человек обзавелся крупным рогатым скотом, зерновыми культурами).
  • следования здоровому образу жизни.

Исторические этапы развития науки

XXI век диктует свое условия для естественных наук, поэтому роль биологии в современном обществе также претерпела изменения. Поэтапное развития сквозь призму веков к вашим услугам.

Античность

Какова роль биологии в современном обществеПервые достижения в биологии принадлежат Гиппократу, Аристотелю и Теофрасту. Выдающиеся деятели обнаружили первые закономерности, исследовали человеческое тело, уделили внимание животному миру. Остановимся подробнее на каждом из великих ученых.

Врачу Гиппократу принадлежат первые труды по строению человека, его историческому развитию. Он доказал, что на болезни влияет наследственность, условия окружающей среды. Современники величают его родоначальником медицины.

Философ Аристотель интересовался проблемами окружающего мира. Была сформулирована концепция «четырех царств»: растения, земной, мир воздуха и воды. Основоположник систематики, не каждому человеку под силу описать более 500 животных. Помимо простой систематизации, Аристотель размышлял над происхождением и биологическими исследованиями описываемых видов (живорождение акул, жевательный аппарат морских ежей).

Читайте также:  Свинец химический элемент свойства и применение

Теофраст сфокусировался на изучении растительного мира. Его труды впервые обзавелись терминами: «плод», «сердцевина». Описал более 500 видов флоры, считается основателем ботаники. Возвысил значение биологии, в жизни человека наступили коренные перемены.

Средневековье

Временной промежуток характеризуется расцветом ислама, потому труды греческих мыслителей сохранились на арабском языке. Медицина пришла в упадок из-за царившего религиозного «помутнения», во многом из-за стремления человека познать жизнь. Роль науки в современном обществе снова претерпела кардинальные изменения.

Ученый Аль-Джахиз высказал предположение о существовании пищевых цепей у животных, эволюционных процессах. Основоположник географической детерминации – направление, изучающее влияние природных условий на характер человека, народа, нации.

Авиценна написал книгу «Канон врачебных наук», ставшая путеводной звездой для европейских врачевателей до XVII века.

Развитие биологии в Средние века связано с расширением описаний флоры/фауны, культивированием новых теорий.

Эпоха Возрождения

Какова роль биологии в современном обществеXVI век ознаменовался повышенным интересом элиты к физической оболочке человека, развитию науки. Практиковалось вскрытие тел после смерти.

Художники стремились постичь прелесть человеческого тела (Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер).

Медицина опиралась на целебные свойства трав, что усилило интерес к изучению флоры.

Значение биологии в жизни человека усилилось благодаря научным изысканиям.

В частности генной инженерии, молекулярной биологии.

XVII век

Каждому человеку стало известно о существовании второго круга кровообращения. Это способствовало появлению учения об микроорганизмах, а в 1590 году изобретен первый микроскоп. Впервые человек увидел клетки растений.

Роль науки в современном обществе претерпела изменения после открытия кровяных телец, сперматозоидов, мельчайших живых организмов. Уильям Гарвей, препарируя трупы животных, доказал существование венозных клапанов, изоляцию сердечных желудочков.

Новое Время

Модернизация технической базы упростила изучение тайн человеческого тела. Развитие биологии в XIX веке окончательно утвердило палеонтологию как науку. Значительные открытия принадлежат Чарльзу Дарвину и его труду «Происхождение видов».

Новое Время стало основополагающим периодом, когда значение науки в жизни человека вышло на новый уровень.

XX век

Какова роль биологии в современном обществеГлобальные открытия припадают на первую половину столетия, сформулирована хромосомная теория наследственности. Генетика – бурно развивающиеся направление.

Исследование витаминов, белков, жиров привело к формированию смежной дисциплины в науке. С ростом заинтересованности совершенствовалось техническое оснащение исследовательских лабораторий (появление электрофореза).

Генная инженерия приобрела сторонников в лице каждого просвещенного человека. Глобальное ее изучение создало новые лекарства, устойчивые сорта фуражных культур. Человечество забыло о таком понятии как «голод».

Применение знаний на практике

Благодаря открытиям удалось сделать жизнь человека комфортной:

1. Появление устойчивых гибридов.
  2. Многие заболевания исчезли благодаря медицине (чума).
  3. Продолжительность жизни выросла.
  4. Ведение сельского хозяйства стало более технологичным.
  5. Высокие урожаи насытили растущее население Земли, роль биологии в современном обществе расширилась.
  6. Покорение космоса сблизилось с селекцией гибридных растений (высокоустойчивых).

Внимание! Микроорганизмы используют селекционеры, обогатительные фабрики, ученые. Роль биологии в практической деятельности людей с каждым годом становиться выше.

Наука и медицина

Изучение функционирования организма усилило роль биологии в медицине:

• операционное вмешательство стало более последовательным и выверенным,
  • хирургия использует трансплантацию тканей и органов для спасения человеческой жизни,
  • расшифровка генома сделает медицину будущего персональной (на основе геномного паспорта),
  • постоянная мутация микроорганизмов и бактерий требует изобретения новых методов борьбы,
  • использование стволовых клеток уже сейчас делает возможным «выращивание» тканей и целых органов.

Приведенный список дает понять, что роль биологии в медицине неоспорима.

Комплексная биология

Рассматриваемая наука состоит из двух процессов: интеграции (постепенное сближение и «слияние» разных направлений), дифференциация (образование новых дисциплин из первоначальной науки). Вот почему современную биологию считают комплексной наукой.

Роль биологии в современном мире

Значение науки в обществе, биология

Большинство научных достижений стало возможным благодаря симбиозу нескольких направлений. Дальнейшее изучение загадок человеческого организма откроет новые возможности для улучшения современной науки.

Мы стремимся покорить космос, колонизировать планету, но нам нужно выжить в тяжелых условиях. Селекция новых видов позволит в кратчайшие сроки озеленить любую звезду или планету. Вот почему биологию считают наукой будущего.