Религии Бутана далекого и загадочного королевства

храм в Бутане

Рады видеть вас в нашем блоге, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем изучать особенности азиатских стран, и на повестке дня сегодня – удивительное бутанское королевство, а предметом нашего подробного рассмотрения станут религии Бутана.

Из материала ниже вы узнаете, какими конфессиями представлено культурное разнообразие королевства, какая религия считается там официальной, как она туда проникла, как развивалась и какие особенности имеет сегодня.

Итак, давайте вместе приоткроем дверь в завесу в азиатскую страну!

Содержание:

Религиозное многообразие

Немного буддийской истории

Особенности  местного буддизма

Святыни

Заключение

Религиозное многообразие

Королевство Бутан находится на юге азиатского региона и граничит с китайскими и индийскими землями. Население составляет около 800 тысяч человек, и многие из них довольно религиозны. При этом конституционно гражданам гарантировано право самостоятельно выбирать религиозное учение и свободно исповедовать его – в государстве власть и духовные организации разделены.

Земли Азии

Бутан отличается конфессиональным разнообразием, но одну из религий исповедует абсолютное большинство бутанцев. Остановимся на главных конфессиях.

  • Буддизм

Учение Будды является государственной религией, признанной королевским двором и всеми органами власти. Его придерживается по меньшей мере три четверти населения, хотя по некоторым источникам эти цифры доходят до 85%. 

буддийский храм

Буддизм играет ключевую роль в культуре, этике и жизни как всего бутанского общества, так и отдельного человека. Здесь распространено махаянское направление, а именно – тибетский буддизм. При этом лидирующей сектой считается друкпа кагью, хотя школа ньингма тоже имеет некоторое распространение.

  • Индуизм

Приблизительно каждый четвертый бутанский житель – выходец из Непала, а там, как известно, господствует индуистская вера. Кроме того, королевство граничит с Индией и поддерживает с ней самые прочные связи, поэтому неудивительно, что здесь также широко распространен индуизм.

индуистский праздник

По разным подсчетам количество приверженцев колеблется от 12 до 25 процентов. В основном они проживают и строят свои храмы в южной части государства. Индуисты делятся на несколько групп, небольших по размеру: шиваисты, вайшнавы, сторонники шактизма, ганапати, Ганеши, ведических пуран и другие.

  • Ислам

Мусульман насчитывается около 5%. Исламская вера сохранилась в королевстве со времен мусульманских завоеваний Азии.

  • Христианство

Христианская вера представлена в основном католичеством и протестантством, однако иногда встречаются представители пятидесятников, евангельского и лютеранского движения. Всего их насчитывается 10-20 тысяч  – а это меньше процента от всех бутанцев.

Несмотря на то, что христиан никто не притесняет, не устраивает на них гонения, а пропаганда вероисповедания не преследуется законом, христианских церквей, как и миссионеров, здесь нет. Верующие молятся и совершают свои ритуалы в домашних условиях у локальных алтарей и икон.

  • Бон

Эта древняя религия существовала еще до прихода в страну буддийской философии и других религиозных направлений. Она содержит в себе элементы анимизма и шаманизма – веру в духов природы, предков, стихий и поклонение им в ходе специальных обрядов.

Бон и буддизм

Сейчас сторонников бон очень мало, и по большей части они живут на востоке. Однако редкие жрецы до сих пор проводят особые ритуалы, в которых соединены бонские и буддистские традиции.

Немного буддийской истории

Имеются свидетельства того, что учение Будды было знакомо предкам бутанцев еще во II столетии нашей эры. Однако массово он распространился гораздо позже.

Все началось на тибетских землях, когда правитель Сонгцэн Гампо в первой половине VII столетия провозгласил буддистское учение государственной верой Тибета и основал в городе Лхасе святыню Джокханг.

Храм

Позже он решил избавить Гималайские горы от сил демонов и построить для этого 108 храмов вдоль всего горного хребта. Так на территории современного бутанского королевства появилось 2 больших монастыря – Джамбей-лакханг и Кийчу-лакханг – а также несколько маленьких, куда и сейчас стремятся паломники.

монастырь

Веком позже в королевство неоднократно прибывал Гуру Падмасамбхава вместе с супругами Мандравой и Еше Цогьял, которые тоже сыграли важную роль в становлении тибетского буддизма, к примеру, проектировали и украшали строящиеся монастыри. Сам Падмасамбхава, он же Гуру Ринпоче, является выдающимся мастером тантры родом из Индии.

Падмасамбхава принес учение Будды бутанцам, которые до этого придерживались религии бон. Впрочем, некоторые бонские традиции в виде пудж, традиционных обрядов и подношений так и остались существовать, сплетясь с буддистской практикой. Последняя была распространена в виде направления ньингма, что значит «старая школа».

Еще одно столетие спустя, в первой половине IX века, тибетский правитель по имени Ландарма стал преследовать буддистов, и многие члены монашества, некоторые миряне, а также люди науки бежали в Бутан. Это способствовало дальнейшему укоренению буддийской мысли в стране.

Направление ньингма развивалось благодаря таким выдающимся личностям, как Лонгченпа, Дордже Лингпа, Пема Лингпа и Джигме Лингпа. Они жили в XIV-XVIII века, открывали священные реликвии, в том числе забытые Падмасамбхавой, и строили все новые храмы. Главный из них – храм Гангте Гомпа.

буддийский монастырь

Секта друкпа кагью, наиболее распространенная в Бутане на сегодняшний день, появилась во второй половине XII века в тибетском монастыре «Друк» (что значит «дракон») и связана с именем ламы Еше Дорджи. Постепенно новое направление распространилось на тибетские окраины, индийскую область Ладакх и на бутанские земли, но массовое признание начало получать лишь в конце  XVI столетия благодаря Пеме Карпо.

Веком позже правитель Шабдрунг, который по совместительству был монахом, образовал единое королевство Бутан, где построил большое количество монастырей и укрепленных дзонгов. С тех пор друкпа кагью стала официальной религиозной школой Бутана. Тогда же монарх учредил должность Дже Кхемпо.

Дже Кхемпо считается главным, верховным ламой в направлении друкпа кагью по сегодняшний день. Ему помогают пятеро лопонов, каждый из которых учит буддистов основам философии, практикам, логике или дисциплинам, преподаваемым в университете.

Кроме того, в Бутане за всю историю появлялись и другие школы направления кагью, к примеру, карма, дрикунг. Но главенствующую позицию уже несколько веков сохраняет друкпа.

Особенности  местного буддизма

Бутан – удивительная страна, где люди живут в любви и согласии с природой. Если посмотреть на ее просторы сверху, можно увидеть невероятные горные, равнинные и лесные пейзажи, а в них гармонично вписаны монастыри, которые могут возникать посреди поля или села.

Бутан

Фасады дзонгов, монастырей, ступ, молитвенные барабаны, отправляющие во Вселенную тысячи и тысячи мантр, развевающиеся на воздухе разноцветные флажки и веселый шепот звонких колокольчиков – без этого всего трудно представить бутанскую реальность.

Здесь все пропитано буддийским духом: в каждой деревне есть собственный храм или ступа, у домов развешаны ритуальные флаги, а на каждый праздник местные жители собираются в дзонгах. Ежегодно проводятся религиозные фестивали, так называемые «тсечус» и «дромчес», сопровождаемые увлекательными постановками театра, яркими танцами, которые несут в мир добро – а это главная ценность бутанцев.

На любом праздничном мероприятии не обходится без танцев, и они тоже имеют ритуальное значение. К примеру, Шана танцоры исполняют в огромных головных уборах черного цвета. При этом они ударяют в барабаны, тем самым напоминая людям о 5 грехах.

Танец Тонгам призван изгонять злые силы. Для этого в центр бросают темный платок, олицетворяющий приход смерти, а затем танцоры загоняют нечистые силы туда же, в центр, и закалывают их сердца.

танцы в Бутане

Если говорить о конкретных течениях буддизма, то нгалопы, которые произошли от народов, пришедших из Тибета, поселились на западе и в центре страны и придерживаются традиции друкпа кагью. Ньингма распространилась по центру и западу. Ее приверженцы обычно практикуют в семье, нередко встречаются небольшие частные, семейные храмы.

Правительственные структуры оказывают поддержку обоим направлениям мысли. Семья монарха также практикует оба этих направления, сплетенных воедино. В связи с этим появилось даже понятие «Каньин-Шундгрел» – это переводится буквально как «ньингма и друкпа кагью тождественны».

Потомки племен шарчжолов поселились в восточной части и исповедуют особую форму учения Будды, тесно связанную с бонскими обрядами. Также на бутанских территориях встречаются небольшие общины представителей секты гелуг – в основном это люди, чьи предки в свое время бежали из Тибета.

На государственном гербе можно заметить ваджру, которая является символом буддизма. Этот факт указывает на гармоничные отношения веры и власти в стране.

Бутанцы считают самым главным богатство страны – не столько материальное, сколько природное и духовное. В детях с малых лет воспитывают основы религии, любовь и доброе, бережное отношение к природе и окружающим людям.

маленькие ламы

Несмотря на то, что учение Будды строго не запрещает употребление мяса, большинство жителей королевства придерживаются вегетарианских принципов. Властями запрещено убивать животных, равно как использовать «химию» для удобрений и вырубать леса.

Святыни

По всему королевству находятся сотни святилищ. Он различаются масштабами, внешним и утренним убранством, а также назначением. Расскажем о главных из них:

  • Гомпа – крупный монастырь, где могут жить несколько десятков представителей монашества.
  • Дзонг – сооружение-крепость, построенное еще в Средние века, центр религиозной и светской жизни. Обычно он закрыт, а по большим праздникам двери открываются для верующих и обычных посетителей. Иногда тут же находятся административные структуры.
  • Лходранг манор – дворец.
  • Лакханг – отдельно стоящий храм.
  • Чортен  – ступа, представляющая собой разум Будды и очередное напоминание о пути к Просветлению. Как правило, чортен строятся в культовых местах или на перевалах, главных дорогах и призваны укрощать злобных горных духов.

Часто около святынь установлены специальные стены – мани, где можно покрутить молитвенные барабаны или увидеть изображения будд. Посещая святилища, следует обойти все сооружения по кругу, три раза сделать простирание перед алтарем и внести пожертвование по желанию.

Монастырь на горе

Всего в стране живет почти 15 тысяч монахов. При этом судьба каждого предопределена с детства старший сын получает в наследство отцовский дом, а второй уходит в монастырь.

Там принимают мальчишек с шести лет, но в последние годы родители стали отправлять сыновей на монастырское воспитание позже, после получения начального образования в обычной школе. И если в первое время родители помогают ребенку материально, то позже он сам обеспечивает себя, служа при монастыре.

Заключение

Религиозные традиции Бутана разнообразны и представляют собой смешение культур буддистов, индуистов, христиан, мусульман и древних шаманов. Однако главным и официальным вероисповеданием неизменно остается буддизм. Монастыри и дзонги объединяют людей, а буддийская мораль пронизывает все сферы жизни бутанцев.

Благодарим вас, что были с нами, уважаемые читатели! Если вам понравился материал, пожалуйста, поддержите нас подписывайтесь на блог и рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях! Мы будем вам благодарны, и обещаем радовать новыми интересными статьями.

Желаем вам добра, и до скорых встреч в нашем блоге!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: