Кшаникавада – что это такое?

Буддийские монахи читают

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашего сегодняшнего разговора раскроет одно из понятий, которое играет важную роль в буддийской философии. Мы хотим поведать вам о том, что такое кшаникавада. Что оно означает, с чем его можно сравнить, с какими категориями оно соотносится – в статье ниже мы постараемся объяснить все наиболее полно, но доступным языком, приводя примеры и понятные сравнения.

Что же, давайте приступим.

Содержание:

Понятие

Непостоянство и мгновенность

Циклическое существование

Заключение

Понятие

Кшаникавада – санскритский термин, который углубляется в онтологию буддизма и обозначает учение о мгновенности бытия. Это учение занимает важную позицию в буддийской философии. Основной смысл его заключается в том, что любое существование, то есть саттва, имеет мгновенный характер – кшаника, то есть длится лишь мгновение.

Девочка на плотине

Корень «кшана» с санскрита так и переводится – «мгновение». За этот период можно успеть лишь сделать щелчок пальцами. Мгновение иногда переводят в суточные доли, доли минуты, секунды, однако с буддистской точки зрения кшана – это протяженность во времени одной дхармы.

Понятие «дхарма» в этом контексте означает некое неделимое явление, малую единицу времени бытия, которую невозможно разделить на более мелкие элементы.

Каждый миг затухает одна дхарма и воспламеняется другая – такая последовательность образует поток, который кажется непрерывным. Определенная череда последовательностей вызвана кармическими последствиями и так называемой пратитьясамутпадой – закономерностью взаимозависимого происхождения, то есть одна дхарма обусловливает следующую.

Согласно этой концепции, нет никаких материй или субстанций, есть только дхармы – последовательность мыслей, поток сознания. Каждая мысль, или читта, живет лишь миг. Это подтверждают слова Будды, который сравнивал сознание с огнем языки пламени состоят из отдельных мгновенных вспышек.

Огонь в горах в Тибете

Любое существо представляет собой особый поток дхарм, который лишь кажется непрерывным, а на деле состоит из отдельных элементов, которые моментально следуют друг за другом. Его часто сравнивают с кинопленкой с чередующимися отдельными кадрами.

Они сменяют друг друга, создавая иллюзию непрерывности, а в действительности каждый кадр отличается друг от друга, пусть даже минимально, и последующие зависят от предыдущих. Если продолжать аналогию, то каждое перерождение – это серия многосерийного фильма, а нирвана – его концовка.

То же самое можно сказать и про личность. Каждое мгновение сознание меняется, а это значит, что все время появляется новая личность.

Непостоянство и мгновенность

В буддистском представлении о мире существует 3 основных воззрения:

  • анитья – бытие изменчиво, все во Вселенной непостоянно,
  • дукха – все является страданием,
  • анатман, или анатмавада – учение об отрицании сущности, субстанции души.

Таким образом, кшаникаваду можно назвать модифицированной концепцией анитья, то есть понятие мгновенности вытекает из изменчивости. Однако у этих концепций есть существенные отличия, между ними нельзя ставить знак равенства.

Индийский философ

Об этих отличиях размышлял философ из Индии по имени Сарвепалли Радхакришнан. Концепция непостоянства появилась еще в раннебуддийское время и встречалась в упанишадах, а уже из нее в период позднего буддизма выделилось учение о мгновенности. 

По мнению Будды, мгновенно только сознание – это значит, что духовные явления мгновенны, а недуховные непостоянны. Приверженцы позднего буддизма принимают воззрение кшаникавады и приписывают любому бытию мгновенный характер. На постсоветском пространстве об идеях мгновенности много писал ученый В. Лысенко, а в Европе – Анри Бергсон.

Циклическое существование

С понятием мгновенности тесно связана признанная буддистами теория о цикличности бытия, постоянных перерождениях, выражающихся в постоянно чередующихся рождениях и умираниях. На этот счет имеется два аллегоричных примера, наглядно иллюстрирующих принцип цикличности существования.

Первый пример сравнивает бытие со столом для бильярда: кий, то есть кармическая сила, производит удар по шарику – некоторой личности. Этот шар, в свою очередь, по инерции несется по определенной траектории, заданной кием, и ударяет в другой шар, тем самым передает импульс дальше – и так может продолжаться до бесконечности. Иными словами, вся наша жизнь состоит из подобной передачи энергии, то есть дхарм.

Бильярд

Другой пример иллюстрирует бытие личности как калейдоскоп, составленный из разноцветных стеклышек, которые сравниваются с набором дхарм. Приводя в движение калейдоскоп, мы как будто бы заставляем действовать карму, которая меняет картину, но исходя из предыдущего положения.

Заключение

Итак, подводем итог. Кшаникавада – это учение о мгновенности. Оно появилось в позднебуддийский период и до сих пор считается одним из основополагающих в философии буддизма. Согласно ему, наше бытие состоит из неделимых дхарм, и каждая из них длится всего мгновение. Мгновенность бытия исходит из концепции анитья – непостоянства, но не тождественна ему.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, наша статья помогла вам еще чуть глубже разобраться в учении о мгновенном характере бытия. Не забудьте поделиться новыми знаниями с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог будем рады искать истину вместе с вами!

До новых встреч!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: