Храм Тодайдзи что хранит в себе японская святыня?

Статуя восседающего на лотосе Будды

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Здесь сплелись воедино будущее и прошлое: высокие технологии и многовековые традиции, корпоративные отношения и семейные связи, футуристичные небоскребы и древние храмы. Из последних особенной популярностью пользуется храм Тодайдзи – сюда без преувеличения приезжают миллионы людей каждый год.

Об этой святыне мы и хотим сегодня с вами поговорить. Статья ниже поведает, что это за место, где оно находится, какие драгоценности хранит, какая история за ним кроется. Вы узнаете много интересных фактов, которые, возможно, приблизят вас к пониманию наших далеких соседей, их культуры, менталитета, философии.

Что же, давайте начнем.

Содержание:

О главном

Историческая минутка

Статуя

Внутреннее убранство храма

Заключение

О главном

Есть в Японии, недалеко от города Киото, славный городок Нара.

панорама японского города

Здесь обитает меньше четырехсот тысяч жителей, но относительно скромные размеры не мешают Наре быть самым священным городом Страны восходящего солнца – всего в окрестностях насчитывается свыше пятисот буддийских святынь, дорогих сердцам японцев. Каждая из них, несомненно, может поведать свою особую историю.

Кстати, Нара – первая столица Страны восходящего солнца.

Одним из главных храмов города по праву считается Тодайдзи. Его уникальность заключается в том, что это самое большое здание из дерева в мире, сохранившееся до наших времен.

храм в Японии

Другая причина назвать святыню необычной – огромное изваяние Будды, крупнейшее в Японии и одно из самых важных на всей планете. Оно изображает Будду Вайрочану. Сама статуя выполнена из бронзы и просто ошеломляет своими размерами.

Название храма в переводе означает «Величайший храм Востока». Он относится к традиции кэгон, которая перекочевала в Японию из Поднебесной в 8 столетии. Чтобы воочию увидеть святилище, сюда ежегодно приезжает свыше трех миллионов паломников и обычных туристов.

Важно помнить, что в Тодайдзи и сейчас живут, служат монахи, совершают различные обряды. Монастырь находится под бдительной охраной ЮНЕСКО.

Святыня – целый храмовый комплекс, где, кроме главного сооружения, есть и другие, к примеру, зал февраля Нигацудо, зал марта Сангацудо, более мелкие пагоды. Милым дополнением является то, что святилище раскинулось в оленьем парке – здесь звери прогуливаются, не страшась людей, и любой желающий может их погладить и покормить.

олени гуляют по территории храма

Историческая минутка

К середине 8 столетия Япония претерпевала далеко не лучшие времена: разгорались межклановые противоборства, самураи хотели все большей власти, вспыхивали эпидемии с огромным количеством жертв. У власти тогда находился правитель Сему.

Порядком обессиленный обрушившимися несчастьями, он призвал народ соорудить общими силами большую скульптуру Будды, которая могла бы защитить страну от бед, и в 743 году издал соответствующий указ.

Деревянный храм возвели в рекордные сроки – всего за два года. Еще на шесть лет, до 751 года, растянулось изготовление статуи. Не только для тех времен, но и сейчас построить пятнадцатиметровую статую – дело довольно трудоемкое. 

святыня в храме

Было «мобилизовано» свыше двух миллионов японцев для постройки статуи. Проектировал ее выдающийся мастер по имени Кунинака Но Мурадзи Кимимаро, а впоследствии он же курировал рабочий процесс.

Для производства было использовано невообразимое количество материала:

  • свыше четырехсот тонн бронзы – а это практически весь государственный запас,
  • десять тысяч тонн угля для топки,
  • порядка семидесяти килограммов ртути,
  • полтораста тонн чистого золота,
  • больше семи тысяч тонн воска пчел.

Отливать статую приходилось отдельными частями, а соединить воедино без каких-либо изъянов внутри храма удалось лишь с восьмого раза – при том, что стройка тоже уносила жизни некоторых людей. Отдельно изготавливались трон, тело, голова с шеей. 

Место скрепления частей тоже нужно было покрыть бронзовым сплавом, а затем нанести слой позолоты на всю скульптуру. День официального открытия стал важным событием для всех японцев – на церемонии присутствовал даже правитель с женой.

Дерево, из которого был возведен храмовый комплекс, как известно, не самый прочный материал: он ломается при сильном воздействии и легко воспламеняется – а это опасно в местах, где постоянно горят свечи, зажигаются лампадки и благовония. Несчастные случаи происходили трижды: в 12 столетии разразился пожар, затем в 1567 году он снова повторился, а также не обошлось без землетрясения. Каждый раз святыня ремонтировалась.

статуи Будды

В 1709 году произошла очередная реконструкция – были разрушены две стометровые пагоды из дерева, пострадавшие после стихии. С тех пор Тодайдзи принял вид, похожий на современный. Однако окончательный фасад он приобрел в 1913 году после десятилетней реконструкции. К слову, голову Будды тоже пришлось один раз поменять.

Дело в том, что в момент гражданской войны ее сильно повредили, но практически сразу же заменили новой. Напоминанием об этом осталось лишь небольшое различие в оттенках цвета туловища и головы.

Статуя

Чтобы вы могли приблизительно представить масштабы скульптуры, приведем краткое описание в цифрах:

  • тело – 15 м,
  • пьедестал – 17 м,
  • голова – 5,5 м,
  • нос – 50 сантиметров,
  • уши – 2,5 м,
  • глаз – 1 м,
  • губы – 1,3 м,
  • точка на лбу – 30 сантиметров,
  • прядей волос – 966.

Чтобы было нагляднее, можно сравнить высоту Будды с пятиэтажным домом – статуя будет выше.

Известная всем Статуя Свободы в США весит тридцать тонн. Для сравнения: вес Будды Тодайдзи – пятьсот тонн.

Сооружение полое изнутри и держится на особой конструкции из дерева. Хранится изваяние в отдельном помещении храма – в зале Великого Будды, по-японски известного как Дайбуцудэн. Изначально он возвышался на сто метров, но со временем, после нескольких пожаров и стихий, уменьшился в два раза. Сейчас он высится на 50 метров, в ширину достигает столько же, а в длину – почти 60 метров.

Удивительно, с каким вниманием к деталям и воодушевлением мастера подходили к своей работе. Каждая линия, каждая черточка на лице, формирующая его выражение, продумана до деталей.

статуя

Вайрочана восседает в падамасане – позе лотоса – на красивейшем троне из раскрытого лотосного бутона, олицетворяющего открытость, свежесть, чистые намерения. Всего насчитывается пятьдесят шесть лепестков, и на каждый нанесены японские символы – вместе они составляют мантры, направленные божеству.

Левая рука Будды расслабленно покоится на колене, а правая тянется вперед. В этот жест вложен особый смысл – божество как бы благославляет государство и стремится принести жителям благость и счастье.

Лицо спокойное и расслабленное, вокруг головы прослеживается ореол святости, а синий цвет волос символизирует нирвану. Точка на лбу тоже указывает на присутствие высших сил.

Главное изваяние охраняют другие шестнадцать скульптур. Они не такие величественные и выполнены в полный человеческий рост, но именно этим восходят к шестнадцати воплощениям, в которых был Будда в мире людей в прошлом. Также среди скульптур можно заметить богиню счастья и богиню милосердия.

Каждый год около 100-200 монахов с помощью особых средств и веревок спускаются к статуе и проводят генеральную очистку от грязи и пыли.

Внутреннее убранство храма

Заходить в храм следует через главные ворота на юге, именуемые Найдамон. В последнем году 12 столетия была вновь отстроена крыша в 2 яруса и 5 пролетов. Вся конструкция поддерживается 18 колоннами из дерева. Для их установки использовались цельные стволы мощных деревьев высотой свыше двух десятков метров.

Храмовые ворота

Интересно, что внутри колонн есть небольшой проход, по размерам схожий с ноздрями медного Будды. Считается, что тот, кто сможет пройти сквозь них, получит счастье и скорое просветление. Дети, подростки и миниатюрные японцы проделывают этот трюк без труда, а взрослые из числа иностранцев нередко застревают.

Ворота охраняют два создания довольно страшного вида. Двери отличаются массивностью в духе каноничной японской архитектуры средневековья. А над крышей-шатром растянулся арочный свод, делающий обстановку еще более торжественной.

хранитель врат

Входные двери ведут в зал, где можно зажечь благовония – фимиам, поставить их в специальную чашу и насладиться настенной росписью. Шедевры зодчества, искусные барельефы, картины, написанные эмалью и повторяющие японские и буддийские мотивы – все это воплощено в стенах храма. Затем посетители попадают в зал, где Будда восседает на своем лотосном троне.

внутреннее убранство храма

Еще одно важное строение в святыне – сокровищница Сесоин. Здесь хранится с древних времен множество артефактов, в том числе национальная одежда давних эпох, посуда, украшения, шелковые изделия, драгоценности, важнейшие рукописи, благодаря которым историки восстанавливали события давно минувших лет. 

Но главные ценности Сесоина – церемониальные мечи Ехокэн и Инхокэн. Их пожертвовала в середине 8 столетия принцесса Коме, но почти все время они считались утерянными. В итоге мечи, усыпанные золотом, серебром и глазурью с гравировкой были найдены в подполе у изваяния Вайрочаны.

Заключение

Тодайдзи – прекрасный пример японского храмового искусства, который вобрал в себя шедевры скульптуры, деревянного зодчества, настенной живописи. Это крупнейший деревянный храм в мире, хранящий самую большую статую Будды в Японии – довольно много рекордов для одной святыни. Но самое главное – здесь царит атмосфера уединения, спокойствия и духовного равновесия.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Нам будет приятно узнать, что статья оказалась для вас полезной –  оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и впечатлениями. И, конечно, подписывайтесь на наш блог впереди у нас будет еще больше интересных статей, приоткрывающих таинственный мир Востока.

Желаем вам всего доброго, и пусть все путешествия сбудутся! До новых встреч в нашем блоге!

Adblock
detector