Далай-лама XIII история жизни тибетского лидера

в зрелые годы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Главным лицом тибетского буддизма смело можно назвать Далай-ламу. Считается, что на протяжении многих столетий в нем каждый раз перерождается Авалокитешвара – важное в буддийском пантеоне божество.

Один лама неизменно сменяет другого. Мы с вами прекрасно знаем нынешнего Далай-ламу XIV Тэнзина Гьяцо – этого добродушного улыбающегося старичка в круглых очках и красном монашеском одеянии. Но человек, предшествовавший ему – Далай-лама XIII Нагван Лопсан Тхуптэн Гьяцо – был не менее выдающимся тибетским деятелем, хотя нам известно о нем совсем немного.

в резиденции

Пришла пора исправить эту ситуацию – предлагаем познакомиться с Тринадцатым Далай-ламой поближе. Сегодня мы расскажем удивительную биографию Его Святейшества: поведаем о детстве, обучении, воцарении на трон, раскроем его как личность, преданного монаха и политического деятеля.

Вместе мы узнаем о вкладе Тхуптена Гьяцо в мировую историю, а в конце познакомимся с его знаменитым высказыванием, которое стало пророческим.

Содержание:

Детские годы и становление ламой

Деятельность миротворца и политика

Наследие

Вместо послесловия

Заключение

Детские годы и становление ламой

Будущий Далай-лама появился на свет 27 мая 1876 года в восточной части Тибета в местечке под названием Лангдун вблизи деревни Дагпо. По признанию многих, это было живописное место: расположившись недалеко от района Царитра, оно лежало у подножия известной горы Шэнти, которая по форме так похожа на слона в величественной позе.

Родители мальчика были из благородного сословия. Отца звали Кюнга Ринчен, а маму – Лопсан Дрёльма. День, когда у них родился сын, был благоприятным и ясным, а вокруг разом распустились цветы – это было добрым предзнаменованием.

в восточной части

За год до рождения ребенка покинул этот мир Далай-лама XII Тринлэй Гьяцо, а у власти стояли Панчен-лама Тэнпе Ванчук и правитель-регент Тацак Джедрун. Следуя традициям, спустя некоторое время после захоронения учителя, они вместе с советом избранных лам направились на поиски его нового воплощения. Когда совет нашел двухлетнего Нагвана Лопсана и провел несколько испытаний, ни у кого не оставалось сомнений, что перед ними перерожденный Далай-лама.

Так в 1888 году малыша увезли из родного дома во дворец Потал в Лхасе. Пройдя некоторые обряды, например поднесение пучка волос к голове, он получил имя Тхуптен Гьяцо.

Годом позже в особый день мальчика возвели на золотой трон. Торжество сопровождалось вручением предметов, полагающихся главному ламе: драгоценной печати, позолоченных бумаг.

С тех пор Тхуптен принял монашеские обеты начального уровня, перешел к учебе, а его наставниками стали Панчен-лама и действующий регент Тацак Джедрун, который должен был править до того момента, когда мальчик закончит обучение и сможет стать преемником власти.

Но этого не случилось – спустя двенадцать лет правления, в 1886 году, Тацак Джедрун умирает, а его место занимает Дэмо Хутухту. В это время Тибет переживает не самые спокойные времена – назревает конфликт с Великобританией, спустя два года английская армия достигает границ Тибета, но в 1889 году обеими сторонами заключается мировой договор.

Тхуптэн Гьяцо, продолжая обучение, посетил святейшие монастыри Сера и Дрепунг, показал огромные успехи и блистал знаниями. Он участвовал в дебатах, так распространенных среди обучающихся монахов, показывал овладение искусством логики, а главное – постиг философские аспекты всех главных традиций тибетского буддизма: школ Сакья, Кагью, Гелуг, Ньингма.

в молодости

В 1895 году двадцатилетний юноша завершил обучение, стал монахом и принял все обеты. Дэмо, правивший тогда, ушел в отставку. Был устроен праздник в честь Далай-ламы XIII, ему была вручена серебряная печать – Его Святейшество стал полноценным правителем земли Тибета.

Деятельность миротворца и политика

Верховный лама вел осторожную, но выверенную внешнюю политику и сделал многое для улучшения жизни людей внутри страны. За свои заслуги Далай-лама стал известен как искусный политик, дипломат от рождения и освободитель.

Тибет того времени был задействован в «Большую игру» на рубеже XIX-XX веков, затеянную Великобританией, Россией, Китаем (под властью династии Цинь) и отчасти Японией. В 1904 войска Британии снова осадили «страну снегов» – именно так неофициально называю Тибет – и правитель искал прибежища в странах-союзниках.

Ему была ближе российская сторона, тот переселился в монгольский столичный город, надеясь потом переселиться в Российскую Империю. В Монголии он тесно общался с исследователем земель П. Козловым, российскими учеными, занимавшимися изучением Востока, А. Доржиевым, которые помогали добиться переговоров с русским правительством.

в России

Однако правительство отказало в просьбе, опасаясь ослабления собственного влияния, ухудшения взаимоотношений с Китаем, отдаления от Великобритании и помня неутешительные результаты войны с японцами .

Несмотря на неудачные переговоры с Россией, сами по себе решительные действия тибетского главы показал китайцам и британцам, что он готов к внешнеполитической независимости и самостоятельности.

Позднее Тхуптен Гьяцо неоднократно посещал Китай, а также собирался наведаться с визитом в Японию, но эта поездка в последний момент отменилась. В ходе одной из встреч с представителями китайского правительства ему разрешили вернуться в Тибет. Однако это продолжалось недолго – из-за угрозы со стороны Китайских войск Его Святейшество перебрался в индийскую колонию английского дворца.

Все изменилось в начале 1913-го: в Цинской Империи произошла Синьхайская революция. Благодаря ей Его Святейшеству удалось снова сделать тибетскую землю независимой и вернуть ей суверенитет. Это событие стало невероятно значимым в тибетской истории, а Его Святейшество сделало выдающимся дипломатом.

в Урге

Затем он захотел соединить воедино свой народ и выдвинул концепцию «Большого Тибета». Она предполагала объединение всех земель, на которых проживали тибетцы. Тибетский правитель перешел к внутренней политике. Он сделал многое для улучшения жизни внутри страны и ее населения:

  • укрепил дисциплину в духовных кругах: строго запретил для монахов табак, опиум, алкоголь, игры,
  • увеличил число государственных чиновников, дабы не сосредотачивать большую часть власти среди монашества,
  • заставил «государственных мужей» облачиться в тибетскую одежду,
  • издал антикоррупционное законодательство,
  • создал полицию,
  • упорядочил транспортный налог,
  • снизил проценты по займам,
  • модернизировал армию Тибета, используя консультации специалистов из России, Японии, Англии,
  • ввел использование телеграфа, электричества и автомобилей,
  • начал печатать купюры, марки.

Несомненно, при Далай-ламе XIII Тибетское государство перешло на новую ступень своего развития.

Наследие

Вклад Тхуптена Гьяцо в историю тибетского народа, да что там – всего мира – был огромным. Но, несмотря на наступление добрых времен на тибетской земле, правитель видел будущее. За год до смерти он произнес слова, которые стали завещанием, даже предостережением для потомков:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама), могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны.

Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядет».

в последний год жизни

57-летний лама умер в конце 1933-го. Причиной смерти называют болезнь, похожую на простуду, вследствие чего учитель «явил засыпание мысли в сфере покоя».

Вместо послесловия

В 1909-м Тхуптен Гьяцо путешествовал по святыням. Одно уединенное местечко – деревушка под названием Такцер – показалось ему настолько прекрасным, и, не в силах удержаться, он высказал своему окружению, что хочет снова оказаться здесь.

В 1935-м, когда правителя уже два года не было в живых, в этой деревне родился мальчик, которого назвали Лхамо Тхондул. Он стал следующим Верховным ламой, 14-м по счету, – тем ламой, которого мы так хорошо знаем.

ребенок

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась история непростого жизненного пути такого необычного человека.

Спасибо за то, что поддерживаете нас и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе!

Adblock
detector