Буддизм Махаяны | Гелуг

миниатюра

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша сегодняшняя беседа будет посвящена одной из ветвей буддизма – Махаяне или «Большой колеснице», как ее называют последователи. Сегодня она представляет собой главную форму этой религии в Северной Азии и на Дальнем Востоке, включая Китай, Корею, Японию, Монголию и Тибет.

Содержание:

Происхождение и развитие

Доктрины

Организация

Школы

Духовный лидер

Заключение

Последователи Махаяны традиционно рассматривали свое учение как полное откровение природы и учения Будды. Тхераваду, прежнюю традицию, они характеризуют как Малую колесницу (хинаяна). От относительно консервативных ранних буддийских школ «Большую колесницу» отличают обширный спектр практик, мифологическое представление о Будде и разнообразные философские проблемы.

Тибетский буддизм Махаяны (Гелуг) – это, пожалуй, самое известное сегодня направление этой религии.

Происхождение и развитие

Сказать точно, когда и где Махаяна возникла в Индии, сложно, но ее истоки можно проследить до II в. до н.э. и I в. н.э. Раннему росту этого направления способствовал философ Нагарджуна, который основал школу Мадхьямики. В его писаниях содержатся самые убедительные ранние формулировки Махаяны.

Школа Мадхьямики разделилась на секты и к V в. н.э. распространилась в Китае благодаря усилиям миссионера Кумараджива, который перевел работу Нагарджуны. Впоследствии в течение 200 лет Махаяна превратилась в лидирующую буддийскую школу Восточной Азии. Ее влияние распространилось в Шри-Ланку, Индонезию и другие страны на Юго-Востоке Азии. Но уже с XI в. в этом регионе ее начали вытеснять тхеравада, ислам и индуизм.

Памятник миссионеру

Наибольшего расцвета Махаяна достигла в Тибете. В Гималаи ее индийская форма проникла примерно в VII в. Современный тибетский буддизм объединяет 4 основных школы:

  1. Ньингма. Самая старая традиция, появившаяся примерно в VIII в.
  2. Кагьюпа. Эта школа возникла спустя 300 лет после Ниингмапы.
  3. Сакьяпа. Происхождение датируется XI в., когда тибетский Буддизм не только удерживал прочные позиции, но и становился более политизированным.
  4. Гелуг. Эта школа появилась в XV в. как более чистая форма религии, а к XVII в. стала доминирующей сектой.

Последователей разных школ можно отличить по головным уборам в виде полумесяца, которые они надевают во время церемоний. Так, у членов школы Кагьюпа они белые, а у Ньингма – красные. У последователей Гелуг – желтые.

Монахи буддийские

Доктрина

Основные принципы Махаяны включают возможность всеобщего освобождения всех существ от дукхи и существование будд и бодхисаттв, воплощающих природу Будды.

Последователи Тхеравады считали его человеком, достигшим необычайного просветления. В Махаяне он представляет собой проявление божественного существа. Эта точка зрения была сформулирована как учение о тройной природе (трикайя) Будды. Таким образом, у него есть 3 тела:

  • Нирманакайя. Материальное тело, которое появляется в преходящем мире смерти и возрождения, чтобы привести разумные существа к просветлению.
  • Дхармакайя. Сумма духовных качеств, которые делают его Буддой.
  • Самбхогакайя. Тело общинного блаженства или наслаждения – божественная форма, открытая во время созерцания.

Махаяна устанавливает бесконечное количество Будд, появляющихся в бесчисленных мирах. Их сопровождают бодхисаттвы, которые откладывают свой окончательный переход к нирване. Вместо этого они помогают другим достичь просветления.

В своей практике последователи Махаяны руководствуются 6 парамитами:

  1. Совершенство щедрости. Это искреннее желание принести пользу другим, не ожидая награды или признания.
  2. Совершенство морали. Здесь не подразумевается беспрекословное повиновение списку правил. Заповеди лишь помогают человеку найти свой баланс. Мораль для буддиста – это бескорыстное сострадание.
  3. Совершенство терпения. Оно начинает с признания Четырех Благородных Истин, а также трудной правды о себе и иллюзорной природе существования.
  4. Совершенство энергии. Для достижения просвещения надо прикладывать мужественные, героические усилия.
  5. Совершенство медитации. Концентрация помогает достичь ясности разума и заглянуть внутрь себя.
  6. Совершенство мудрости. Для буддиста это прямая и сокровенная реализация пустоты (шунья).

Организация

В Махаяне понятие монашеской общины (сангхи) довольно обширно и отличается меньшими ограничениями, по сравнению с ранним буддизмом. Идеалом считается путь бодхисаттвы – стремления к просветлению. Следовать ему могут и миряне, и монахи. Последние соблюдают правила одной из винай (предписания для монашеской жизни) в Типитаке – священном каноне Тхеравады.

Хотя монахи в целом отказываются от денег и половых отношений, некоторые организации, например, секта Чистой земли в Японии, допускают вступление в брак.

Непосвященные миряне – это люди, соблюдающие обеты бодхисаттвы, которые не становятся монахами. Некоторые ведут обычное хозяйство, другие присоединяются к религиозным общинам со своими конкретными клятвами или тантрическим посвящением.

Школы

Махаяна – это самая обширная буддийская традиция в наши дни, значительно превосходящая по числу последователей Тхераваду и Ваджраяну. Она объединяет следующие направления:

  • Чань,
  • Шон,
  • Дзэн,
  • Чистая земля,
  • Ничирен.

Она также включает традиции Тиантай, Тендай, Сингон и тибетский буддизм (ламаизм), известный своими эзотерическими учениями.

У Махаяны всегда было много последователей на протяжении веков. Это связано с тем, что она предлагает больше надежд на просветление для верующего, чем Тхеравада, например:

  • Сострадательные бодхисаттвы готовы поделиться своими заслугами с молящимися.
  • Чистая Земля предлагает временный рай во время продвижения к спасению, которого достигают благочестивые.
  • Философия Дзэн не приемлет формальности веры и иерархии.

В Японии буддизм Чистой Земли широко распространился в народе и периодически способствовал зарождению тысячелетних движений. Другая секта в этой стране – Ничирен – так же сосредоточилась на простых людях, и к ней присоединилось множество мирян. Последователи Чистой земли в Китае были связаны с тайными обществами и восстаниями крестьян.

Секта Ничирен

Духовный лидер

Послом буддизма во всем мире считается Далай-лама. Это высшее лицо в тибетском направлении религии, знаковая фигура, которая представляет собой безграничное сострадание. Его роль воплощает много слоев, которые можно понимать психологически, физически, мифологически, исторически, культурно, доктринально и духовно.

Каждый Далай-лама считается реинкарнацией предыдущего. Это не означает, что душа одного переходила от одного тела к другому на протяжении веков. Буддисты, в том числе тибетские, понимают, что индивидуум не имеет собственного «себя» или души, чтобы трансмигрировать.

Скорее, великое сострадание и преданные обеты каждого Далай-ламы заставляют следующего родиться. Новый учитель – это не тот человек, что и предыдущий, но он и не другой.

Нынешний Далай-лама, Тензин Гьяцо, 14-й. Он родился в 1935 году, через 2 года после смерти 13-го духовного учителя. Когда ему было 3 года, его с помощью знаков и видений нашли старшие монахи в семье фермера на северо-востоке Тибета. Его объявили 14-м Далай-ламой, а свое монашеское обучение он начал в возрасте 6 лет.

Далай Лама 14

На протяжении жизни ему пришлось перенести множество испытаний, связанных со ссылкой, сложными отношениями с Китаем. Сегодня Далай-лама XIV не только распространитель идей Гелуг, но и защитник тибетского народа, автор книг, герой публикаций и кинофильмов, лауреат Нобелевской премии.

Он поднимается каждый день в 3:30 утра, чтобы медитировать, читать мантры, делать поклоны и изучать тексты. Он проводит свою жизнь в требовательном изучении буддийской философии и метафизики и освоении эзотерической мистики Ламаизма.

Заключение

На этом мы сегодня заканчиваем и прощаемся с вами, уважаемые читатели. Не забывайте делиться новыми знаниями в соцсетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на свою почту новые интересные статьи.

Adblock
detector