Архат — кто это такой?

монах за чтением

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многие люди, интересующиеся буддизмом и тем, каких состояний последовательно достигает буддист в поисках просветления, задаются вопросом: «Архат — кто это такой?»

Дорога к пробуждению нелегка, она сравнивается с переходом через бурные воды реки. Обычному человеку не под силу вырваться из круговорота перерождений, пока он не поставит себе чёткую цель и не научится контролировать своё сознание при помощи специальных упражнений и медитации.

В зависимости от того, добрые поступки он совершает или дурные, он обеспечивает себе всего лишь очередное перерождение, более высокое или более низкое.

Но всё меняется, когда верующий становится «благородной личностью», то есть вступает на добродетельный восьмеричный путь, ведущий к заветной цели. 

В тхераваде, старейшей ветви буддийского учения, такой целью является сама нирвана, а в махаяне, другом его ответвлении, – обретение пробуждения для принесения блага всем живым существам.

Вступивший на эту благородную стезю уже точно станет архатом, то есть полностью просветлённым человеком, освободившимся от омрачений сознания, которому больше не суждено родиться ни в одном из миров сансары после ухода в паринирвану. 

Но случится ли это в текущем перерождении, зависит от того, на какой стадии продвижения по пути верующий находится в данный момент.

Давайте рассмотрим, кто такой этот святой в разных направлениях учения.

Содержание:

В школах раннего буддийского течения

В буддизме Тхеравады

В буддизме Махаяны

Заключение

В школах раннего буддийского течения

В добуддистской Индии термин «архат», обозначавший святого человека, тесно ассоциировался с волшебной силой энергетики и аскетизмом. 

Буддисты чётко разграничивают понятия буддийского и индийского святого – архата. В буддизме волшебная божественная мощь этого святого не служит более решающей при определении его отличительных черт или миссии.

В ранних буддистских школах существовали взгляды об относительном совершенстве архатов. В общем, в школах проповедовали, что будды и бодхисаттвы имеют трансцендентную и сверхъестественную природу, а архаты подвержены отклонениям от пути и ошибкам.

статуя архата

Некоторые из школ утверждали, что бодхисаттва превосходит архата, в силу того что последний может ошибаться и пребывать в неведении.

Например, в сутре «Нагадатта» школы Сарвастивада говорится о том, что демон Мара воплотился в отца бхикшуни Нагадатты и попытался убедить её, что лучше достичь более низкой степени архатства, чем стараться стать полностью просветлённой (самьяксамбуддой).

Он сказал: «Ты задумала слишком серьёзное дело. Буддовости очень трудно достичь. Нужно сотни тысяч кальп, чтобы стать буддой. Так как очень мало людей становятся пробуждёнными, почему бы тебе не стремиться к архатству? Полученный опыт равносилен нирване, кроме того, его легко достичь».

На что Нагадатта ответила: «Мудрость Будды может помочь достичь пробуждения бессчётному количеству людей. А архаты уступают ему в этом».

В этот период полагалось также, что архаты не освободились полностью от всех желаний, что они не достигли полного совершенства и могут вернуться к образу жизни обычного человека.

В буддизме Тхеравады

По мнению тхеравадинов, архат – это человек, достигший нирваны, который избавился от всех нездоровых корней, из которых возникают  оковы сансары. 

медитация

После смерти он не рождается ни в каком мире, поскольку нити (оковы), привязывающие человека к круговороту перерождений, окончательно исчезают.

В Палийском каноне иногда используется слово «татхагата», как синоним «архату», хотя обычно им называют самого Шакьямуни.

После погружения в нирвану пять совокупностей – 

  • физическая форма,
  • чувства и ощущения,
  • восприятие,
  • ментальные формирования,
  • сознание

продолжат функционировать, поддерживаемые жизненной силой тела. Этот этап называется нирваной с остаточными явлениями. 

Но как только святой умирает, пять совокупностей дезинтегрируются с физическим телом и прекращают действовать, таким образом уничтожая все его следы в материальном мире и полностью освобождая от убогости сансары. 

силуэт человека

Теперь это называется нирвана без остаточных явлений. Со смертью к просветлённому приходит паринирвана.

В буддизме Тхеравады сам Шакьямуни вначале идентифицируется как архат, так же как и его просветлённые последователи. Они свободны от всех загрязнений:

  • жадности,
  • ненависти,
  • заблуждений,
  • невежества, 
  • страстных желаний.

Лишаясь такого «наследия», которое неминуемо привело бы к будущему перерождению, эти святые знают и понимают реальность здесь и сейчас.

Это достоинство демонстрирует их безупречную чистоту, подлинную ценность и достижение конечной цели – нирваны.

В школах Тхеравады имелась тенденция отрицать возможность обретения архатства мирянами. Хотя в соответствии с Питакой оно открыто для всех, в более поздний период среди тхеравадинов – членов монашеской сангхи – бытовало мнение, что эта ступень доступна только тем, кто носит рясу.

одеяние в буддизме

Если же случись так, что мирянин стал святым, то в течение одного дня он должен был или вступить в сангху, или умереть.

В Палийском каноне Ананда утверждает, что монаху можно достичь нирваны одним из четырёх способов:

  • он развивает сначала душевное равновесие, а затем познание глубинных причин и взаимосвязей,
  • он развивает сначала познание глубинных причин и взаимосвязей, а затем душевное равновесие,
  • и то, и другое развивается поэтапно,
  • ум монаха охватывает возбуждение, связанное с дхармой, и он развивает душевное равновесие и  избавляется от оков сансарического мира.

Послушник, только вступивший на дорожку, ведущую к просветлению, называется сотапанна. Он узнаёт учение, совершенствует свои моральные качества, укрепляет уважение к трём буддийским драгоценностям. Просветление охватит его не позже, чем через семь перерождений.

монахи

На следующую ступень поднялись сакадагами. Они ещё раз родятся в человеческом мире, затем уже станут архатами.

Те, кто избавился от жадности и ненависти (больше их не ощущает), но имеют остатки заблуждений, называются анагами, или невозвращающиеся. 

Анагами после смерти родятся вновь не в человеческом мире, а на небе, в Чистом Прибежище, где живут только они. Там они обретут полное пробуждение.

Архатство завершает эту тропу освобождения.

В буддизме Махаяны

Махаянские буддисты считают самого Сиддхартху Гаутаму идеалом, к которому нужно стремиться в духовных исканиях.

просветленный

Иерархия этапов достижения просветления такова:

  • архат,
  • пратьекабудда,
  • самьяксамбудда,
  • татхагата.

В сравнении с целью стать полностью просветлённым бодхисаттвой, путь шравака, ищущего личного освобождения из сансарического мира, считается эгоистичным и нежелательным. Есть даже несколько махаянских текстов, которые утверждают, что стремление к архатству и личному освобождению не соответствуют целям Махаяны.

Вместо того чтобы стремиться стать архатом, адептам махаянского направления предлагается вступить на тропу бодхисаттвы и не возвращаться к уровню архата или шравака. Таким образом, с этой точки зрения архат должен продвигаться вперёд, чтобы постепенно стать бодхисаттвой.

Если архату не удастся сделать это в течение той жизни, в которой он достиг архатства, то он погружается в состояние глубокого самадхи – пустоты, чтобы оттуда перейти на тропу бодхисаттвы, когда будет готов.

В соответствии с сутрой Лотоса, любой истинный архат со временем примет Махаяну.

В махаянском учении считается, что шравака направляет в его стремлениях боязнь остаться в колесе перевоплощений, что делает его неспособным стремиться к обретению буддовости. Ему не хватает мужества и мудрости бодхисаттвы.

Новоявленные бодхисаттвы иногда сравниваются со шраваками и архатами. В Праджняпарамита сутре перечисляется шестьдесят таких бодхисаттв, которые стали архатами, вопреки предпринятым усилиям на тропе бодхисаттвы. 

Им не хватило понимания праджняпарамиты и умения прогрессировать, как бодхисаттва, по дороге к полному просветлению. Этому препятствовали возникающие в уме привязанность и боязнь перерождения.

В Праджняпарамита сутре эти люди сравниваются с гигантской птицей без крыльев, которая стремительно падает на землю с вершины Сумеру.

гора Сумеру

В махаянском течении обретение шраваком архатства рассматривается как меньшее достижение, чем полное просветление. Но эти просветлённые пользуются уважением за их относительные достижения. 

Поэтому царство будд изображается населённым как шраваками, так и бодхисаттвами. Достижения архатов считаются впечатляющими, потому что они выходят за рамки земного мира.

Такую точку зрения приняли китайский буддизм и другие восточно-азиатские буддийские направления. Среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.

архаты вокруг будды

Первые знаменитые портреты этих святых принадлежат кисти китайского монаха Гуаньсюя и написаны в 891 году нашей эры. Он подарил их храму Шеньчина, который находится в современном Ханчжоу, где они и хранятся заботливо и уважительно.

Заключение

В некотором отношении два пути – архатства и полного просветления – имеют общую основу. Однако их отличительной особенностью является то, что махаянская доктрина настаивает на эмоциональной и когнитивной непривязанности к их логическому завершению.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, если она вам понравилась.

Adblock
detector