Все люди, которые по долгу службы или учебы работают с литературным языком, легко ответят на вопрос, что такое ключевое слово в тексте. Данные слова или даже выражения помогают лучше понять смысл текстового фрагмента, составить конспект и, соответственно, уложить в голове полученную информацию. Как найти эти «главные» слова? Подробности в данной статье….
Самые важные слова
Для лучшего понимания значения данного определения стоит прочесть фразу поэта-символиста А. Блока, который сказал о том, что текст – это по сути покрывало, растянутое на нескольких кольях. Эти «колышки» и являются такими словами. Ведь если их убрать, то весь смысл будет скомканным, подобно ткани. И напротив, если их найти, то воспроизведение текстового фрагмента не составит никакого труда.
Возьмите на заметку! Древний философ Сократ, заучивая свои речи, опирался именно на подобные слова и «расставлял» их визуально, гуляя по своему саду. Каждый куст, дерево или препятствие на дороге он нарекал тем словом, которое помогало запомниться фрагменту текста по порядку.
И когда Сократ появлялся на трибуне, ему стоило только представить картину своего сада с этими кустами, и тут же речь складывалась в стройные предложения, наполненные глубоким смыслом.
Итак, что такое ключевые слова в тексте? Это опорные словоформы, которые отвечают за содержание высказывания, выстраиваясь в определенном порядке. Если система таких слов будет исковеркана, то и смысл станет неясен простому обывателю.
Самым простым примером, где можно легко потренироваться в нахождении опорных слов, будут детские сказки. Например, «Теремок». Как выделить ключевые слова в ней, чтобы правильно воспроизвести весь сюжет? Вот ответы:
- терем,
- мышка,
- зайчик,
- лягушка,
- лисичка,
- волк,
- жили не тужили,
- пришел медведь,
- раздавил,
- звери убежали.
После такого выделения ключей легко восстановить всю сюжетную составляющую.
Сказка «Теремок»
Как выделить ключевые слова в любом тексте?
Чаще всего данные словоформы бывают главным членом предложения – подлежащим, либо перед нами будут слова, связанные с последующим предложением. В этом случае важно смотреть на контекст.
Самым простым способом определить ключевые слова будет выписать части основ.
Пример:
1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. 2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, нет, не оправдывается. 3) Все они в детстве видят предисловие к взрослой жизни, подготовку. 4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть самая главная часть жизни, она основной возраст человека. 5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека… (По Д.А. Гранину)
Чтобы легко и просто запомнить смысл этого фрагмента, надо постараться отыскать слова, которые несут смысловую нагрузку. Выглядят они следующим образом:
- Детство, угадать что-либо о будущем.
- Папы и мамы, высмотреть, не оправдываются,
- Детство, подготовка,
- ______, главная часть жизни, возраст человека,
- Рожден для ______, вспоминается, _____– это будущее.
Пропусками мы обозначаем повтор одной и той же словоформы.
Из данного анализа видно, что опорным словом для понимания смысла является именно «детство», а другие слова становятся вспомогательными элементами, которые помогут запомнить смысл данного фрагмента.
Найти ключевые слова в данном примере было легко? Конечно! Ведь, по сути, был составлен опорный конспект, передающий содержательную канву текстового фрагмента. Опорные конспекты прекрасны в ходе написания изложений.
Особенно на экзаменах о языке, типа ОГЭ, где требуется два раза прослушать аудиотекст и воспроизвести его настолько точно, насколько возможно. Именно здесь подобный вид конспекта может реально помочь человеку, который не является аудиалом, т.е. лучше запоминает информацию на слух. Если вы как раз относитесь к данной категории, то конспект поможет вам занести важные сведения в свои записи очень легко, используя ключи.
Внимание! По методу восприятия действительности люди делятся на аудиалов, запоминающих лучше всего слуховую информацию, визуалов, которые воспринимают лучше зрительно всю информацию, кинестетиков, которые ориентируются на свои ощущения от тактильного контакта.
Опорный конспект по методу «фиш-боун»
Еще одним интересным видом работы с опорными словами является конспект по методу «фиш-боун», или конспектирование по методу рыбы. Все представляют себе рыбий скелет, так вот, на каждой «косточке» располагаются те самые ключи, которые способствуют лучшему запоминанию информационной составляющей.
Это может быть речь говорящего, обычный текстовый документ или даже важный телефонный разговор.
Голова рыбины станет главным ключом, который вы заполните позднее, а косточки – это ваши основы, с помощью которых суть информации можно быстро ухватить и не искать по всему содержанию. По такому методу работают студенты высших учебных заведений, а также профессора на конференциях.
Вместо рыбьего скелета можно использовать фигуру солнца, тогда лучи – это нужные словоформы, а главный ключ – это середина. Очень удобно таким образом конспектировать лекционные материалы.
Важно! Единственным советом здесь является: никогда не сокращать подобные слова! Если вам нужно писать очень быстро, и вы способны освоить искусство стенографического письма, то все сокращения сразу помечайте и выводите на поля. Иначе простой опорный конспект превратится в расшифровывание иероглифов!
Ключевые слова в стихотворном произведении
Особенно важны ключи в стихотворных конструкциях, которые без них просто не существуют. Как искать такие слова в стихотворениях? Точно так же, как и в прозе, полностью опираясь на контекст. Помните, вам могут встретиться также контекстуальные синонимы – слова, значения которых в языке различны, но в данном тексте схожи.
Пример:
Я вас любил,
Любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем.
Но не хочу напрасно вас тревожить,
И не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим!
(По А.С. Пушкину)
Выбираем в стихотворении те опорные слова, которые, как костыли, помогают нам поддерживать содержательную часть. Какие?
Из нашего анализа видно, что слово «любил» и является главным, а сочетается оно со многими. Поэтому квинтэссенцией данного стихотворения становится следующий смысл – рассказывая про свою любовь, лирический герой сожалеет об утрате этого прекрасного чувства, однако не держит зла на свою бывшую пассию и от всей души желает ей почувствовать себя счастливой, пусть и не с ним.
Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку
Ключевики для поисковых систем
В нашей современности опорные слова также помогают сайтам быть в топе выдачи Гугла и Яндекса – известных поисковых систем. Ключи – это слова в тексте на сайте, которые помогают поисковикам найти ту веб-страницу, содержание которой и определяется запросом конечного пользователя.
К примеру, если на сайте осуществляется просмотр бесплатных фильмов, то, соответственно, главными ключами будут: фильмы смотреть бесплатно, фильмы в формате HD.
Ключевые слова для интернет-ресурсов могут быть, как в точном вхождении, то есть включаться в нужный текст в своем первоначальном виде, так и в разбавленном, когда ключевую фразу нужно разбавить другими словами.
Примеры для того же киносайта:
У нас вы сможете посмотреть фильмы боевики бесплатно.
У нас вы сможете посмотреть различные фильмы, в том числе и боевики, абсолютно бесплатно.
Второй вариант показывает нам, как вкрапления других слов «прячут» неестественно выглядящий на русском ключ, но также становятся своеобразным маячком для поисковых систем.
Ключевые слова. Скорочтение
Что такое ключевые слова
Вывод
Таким образом, ключевые слова – это те важные столпы, на которых держится весь смысл наших высказываний, и, теряя «золотые» ключи от текста, мы можем позабыть, где же находится та дверца, которую они открывают. Зная, как выделить главные слова в любом тексте, вы без труда поймете его смысл и воспроизведете содержание.