Миссия школ ХХІ века заключается не только в передаче большого количества знаний и опыта предыдущих поколений, но и в формировании в учащихся способностей к самообучению. Что такое универсальные учебные действия? Это комплекс специальных умений и навыков.
Это самостоятельный поиск нужной информации, ее анализ, обработка для получения новых знаний, критическая оценка полученных фактов, что способствует формированию нужных для жизни в информационном обществе умений и комплексного мышления.
Цели
Универсальные учебные действия (УУД) выполняют такие функции:
- помогают учащимся самостоятельно формировать для себя цели и понимать их, определять способы, методы и пути их реализации,
- помогают ученикам без помощи учителя находить, выбирать и использовать средства для достижения поставленных целей,
- создают комфортные условия для формирования личности, развития талантов, закладывают в создании школьников понимание необходимости образования,
- обеспечивают эффективное усвоение знаний, формирование навыков и умений, компетентностей в предметах, которые входят в школьную программу.
Это интересно! Выбираем профессию: как стать частным нотариусом в России
УУД – сквозные, они формируются в процессе обучения независимо от предмета и дисциплинарной направленности деятельности.
Виды УУД
Их существует 4 группы:
- личностные,
- познавательные,
- коммуникативные,
- регулятивные.
Действия всех групп связаны между собой, некоторые умения пересекаются. Они не формируются обособлено, только в комплексе в процессе изучения всех школьных дисциплин.
Универсальные учебные действия
Что такое личностные УУД
Они помогают ученикам ориентироваться в жизненных целях, моральных нормах, социальных категориях.
Во время формирования этого комплекса умений они учатся:
- Понимать соотношение между поступками, словами и событиями с морально-этическими принципами: оценивать их, корректировать свое поведение в соответствии с ними.
- Анализировать поведение (свое и других людей) с точки зрения нравственных норм.
- Ориентироваться в социальных ролях: понимать особенности поведения с разными категориями общества (с родителями, учителями, в общественных заведениях, на улице).
- Ориентироваться в отношениях с другими людьми: учиться говорить о своих эмоциях и чувствах, слушать других, уметь отстаивать свои взгляды и выстраивать личные границы.
Развитие личностных УУД помогает понять ценность индивидуума, принимать разнообразие характеров и темпераментов, ориентироваться и выстраивать модель поведения в соответствии с поставленными целями и обстоятельствами.
Личностные УУД
Виды познавательных УУД
Познавательные УУД касаются обучения и помогают субъектам образования работать с информацией: собирать, анализировать, систематизировать.
Эта группа действий включает такие виды умений:
Общие |
|
Логические |
|
Проблемные |
|
Обратите внимание! В отдельную группу определяют знаково-символические действия: умения понимать графические формы отображения информации (таблицы, диаграммы, графики), интерпретировать их и моделировать в разных знаковых системах. Например, данные из таблиц преобразовывать в текст, графики отображать через схемы, текст – через диаграммы.
Цель УУД этого вида – формирование интереса к обучению, активизация любопытности у младших учащихся и научного интереса у старших.
Коммуникативные УУД
Они связаны с общением и формируют социальную компетенцию, которая включает в себя умения:
- Планировать общение с разными социальными категориями: учителями, одногодками. Планирование учитывает понимание коммуникативной ситуации: цель общения, место, возраст и социальный статус участников коммуникации.
- Вступать в диалог с разными личностями и в разных ситуациях, вести его в соответствии с коммуникативной ситуацией, правильно выбирать коммуникативные средства для общения.
- Решать конфликты: определять их, правильно идентифицировать проблему и предлагать способы ее решения.
- Понимать цель общения и поведение собеседников.
- Выражать мысли в корректной и логической форме с учетом коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД тесно связаны с личностными: от понимания особенностей своей личности и других людей, умения выстроить свое поведение и понимания морально-этических норм общения зависит успешность коммуникации.
Коммуникативные УУД
Что такое регулятивных УУД
Они обеспечивают, помогают решать организационные вопросы образования.
Включают умения:
- Ставить цели, исходя из понимания того, что уже известно и что еще нужно усвоить. Учителя помогают учащимся тем, что озвучивают цели уроков, блоков тем, семестров и года. Такой подход помогает сформировать целостное видение образования.
- Планировать деятельность. Учащиеся создают план, формулируют промежуточные цели. Простым примером планирования в школе является расписание уроков. В соответствии с ним ученики планируют самостоятельную работу, выполнение домашних заданий.
- Прогнозировать результаты, проблемы, оценки. Прогнозирование – это умение предугадать результат своей деятельности на основе анализа проделанных шагов, выполненных пунктов плана.
- Контролировать результаты обучения. На протяжении обучения ученики осведомлены о своих оценках и успехах, это помогает им контролировать уровень своей успешности.
- Корректировать. В зависимости от учебных результатов учащиеся могут корректировать свое обучение и цели. Если результаты неудовлетворительные, они под руководством учителя вносят в план обучения корректировки, дополнительные замечание и этапы. Например, те, у кого проблемы с успеваемостью, могут получить дополнительные занятия или задания для исправления ситуации.
- Оценивать результаты деятельности могут и учителя, и учащиеся. В первом случае система оценки должна быть выстроена максимально объективно. Самооценивание – важный аспект оценивания, который помогает самостоятельно анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее с объективными оценками.
- Регулировать силы и энергию (рационально распределять время для отдыха и обучения).
Это интересно! Что такое технологическая карта для урока по ФГОС: образец
Регулятивные УУД называют также организационными. Они помогают сформировать самостоятельность, ответственность за свое поведение, слова и поступки.
Полезное видео: универсальные учебные действия ( Ольга Карабанова)
Условия для развития УУД
Для комплексного формирования УУД нужны такие условия:
- Отображение в содержании образовательного процесса требований к формированию универсальных действий разных видов. Например, в программе литературы прописана «социально-культурологическая» линия, в которой прописаны, какие действия и умения должны формироваться в процессе изучения каждой темы.
- Внедрение в контекст изучения разных дисциплин. Например, на уроках математики во время выполнения задач и решения уравнений развиваются логические умения, на уроках обществознания, литературы и языка – коммуникативные. Все виды УУД равномерно распределены между всеми предметами.
- Внедрение во внеурочную деятельность. Праздники, тематические мероприятия, памятные даты – это поводы для интеграции знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. В ходе обсуждений, бесед, организации мероприятий разного вида (дискуссий, семинаров, лекций) формируются все виды УУД.
Формирование универсальных учебных действий происходит с помощью разнообразных средств обучения: учебников, пособий, методов, приемов и средств обучения, которые подбирает учитель для достижения своих целей.
Условия развития УУД
Интеграция у младших школьников
Интеграция УУД в учебный процесс через основные предметы у младших школьников осуществляется таким образом:
Предмет | Тип УУП | Методы формирования |
Русский язык |
|
|
Литературное чтение |
|
|
Математика |
|
|
Окружающий мир |
|
|
Подобным образом УУД формируются во время изучения всех школьных предметов.
Важно! Конкретные цели по формированию универсальных действий прописываются в учебных планах, программах на месяц, неделю, год.
Планируя каждый отдельный урок, учитель тоже фиксирует в целях не только общеобразовательные цели (что надо изучить, понять и проработать), но и логические, личностные, коммуникативные действия. Формирования этих компетенций – приоритет современного образования, которое постепенно отходит от старой модели.
Полезное видео: Универсальные учебные действия (Галина Копотева)
Вывод
Передать больше знаний – уже не цель школы. Она должна учить общаться, решать проблемы, взаимодействовать с разными социальными категориями населения, комфортно чувствовать себя в обществе и развивать сильные стороны каждого ученика.