Понятие универсальные учебные действия: что это такое

Миссия школ ХХІ века заключается не только в передаче большого количества знаний и опыта предыдущих поколений, но и в формировании в учащихся способностей к самообучению. Что такое универсальные учебные действия? Это комплекс специальных умений и навыков.

Это самостоятельный поиск нужной информации, ее анализ, обработка для получения новых знаний, критическая оценка полученных фактов, что способствует формированию нужных для жизни в информационном обществе умений и комплексного мышления.

Цели

Универсальные учебные действия (УУД) выполняют такие функции:

  • помогают учащимся самостоятельно формировать для себя цели и понимать их, определять способы, методы и пути их реализации,
  • помогают ученикам без помощи учителя находить, выбирать и использовать средства для достижения поставленных целей,
  • создают комфортные условия для формирования личности, развития талантов, закладывают в создании школьников понимание необходимости образования,
  • обеспечивают эффективное усвоение знаний, формирование навыков и умений, компетентностей в предметах, которые входят в школьную программу.

Это интересно! Выбираем профессию: как стать частным нотариусом в России

УУД – сквозные, они формируются в процессе обучения независимо от предмета и дисциплинарной направленности деятельности.

Универсальные учебные действия этоВиды УУД

Их существует 4 группы:

  • личностные,
  • познавательные,
  • коммуникативные,
  • регулятивные.

Действия всех групп связаны между собой, некоторые умения пересекаются. Они не формируются обособлено, только в комплексе в процессе изучения всех школьных дисциплин.

Универсальные учебные действия этоУниверсальные учебные действия

Что такое личностные УУД

Они помогают ученикам ориентироваться в жизненных целях, моральных нормах, социальных категориях.

Во время формирования этого комплекса умений они учатся:

  • Понимать соотношение между поступками, словами и событиями с морально-этическими принципами: оценивать их, корректировать свое поведение в соответствии с ними.
  • Анализировать поведение (свое и других людей) с точки зрения нравственных норм.
  • Ориентироваться в социальных ролях: понимать особенности поведения с разными категориями общества (с родителями, учителями, в общественных заведениях, на улице).
  • Ориентироваться в отношениях с другими людьми: учиться говорить о своих эмоциях и чувствах, слушать других, уметь отстаивать свои взгляды и выстраивать личные границы.

Развитие личностных УУД помогает понять ценность индивидуума, принимать разнообразие характеров и темпераментов, ориентироваться и выстраивать модель поведения в соответствии с поставленными целями и обстоятельствами.

Универсальные учебные действия этоЛичностные УУД

Виды познавательных УУД

Познавательные УУД касаются обучения и помогают субъектам образования работать с информацией: собирать, анализировать, систематизировать.

Эта группа действий включает такие виды умений:

Общие
  • формулирование учебных целей,
  • анализ вариантов достижения целей,
  • работа с массивами информации,
  • структурирование информации, систематизация и умение делать выводы,
Логические
  • анализ и синтез информации,
  • сравнение,
  • поиск и установление связей между категориями причина/следствие,
  • аргументирование суждений, построение логической цепочки доводов,
Проблемные
  • формулирование проблемы и понимание ее сути,
  • поиск способов решения проблемы.

Обратите внимание! В отдельную группу определяют знаково-символические действия: умения понимать графические формы отображения информации (таблицы, диаграммы, графики), интерпретировать их и моделировать в разных знаковых системах. Например, данные из таблиц преобразовывать в текст, графики отображать через схемы, текст – через диаграммы.

Цель УУД этого вида – формирование интереса к обучению, активизация любопытности у младших учащихся и научного интереса у старших.

Коммуникативные УУД

Они связаны с общением и формируют социальную компетенцию, которая включает в себя умения:

  • Планировать общение с разными социальными категориями: учителями, одногодками. Планирование учитывает понимание коммуникативной ситуации: цель общения, место, возраст и социальный статус участников коммуникации.
  • Вступать в диалог с разными личностями и в разных ситуациях, вести его в соответствии с коммуникативной ситуацией, правильно выбирать коммуникативные средства для общения.
  • Решать конфликты: определять их, правильно идентифицировать проблему и предлагать способы ее решения.
  • Понимать цель общения и поведение собеседников.
  • Выражать мысли в корректной и логической форме с учетом коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД тесно связаны с личностными: от понимания особенностей своей личности и других людей, умения выстроить свое поведение и понимания морально-этических норм общения зависит успешность коммуникации.

Универсальные учебные действия этоКоммуникативные УУД

Что такое регулятивных УУД

Они обеспечивают, помогают решать организационные вопросы образования.

Включают умения:

  • Ставить цели, исходя из понимания того, что уже известно и что еще нужно усвоить. Учителя помогают учащимся тем, что озвучивают цели уроков, блоков тем, семестров и года. Такой подход помогает сформировать целостное видение образования.
  • Планировать деятельность. Учащиеся создают план, формулируют промежуточные цели. Простым примером планирования в школе является расписание уроков. В соответствии с ним ученики планируют самостоятельную работу, выполнение домашних заданий.
  • Прогнозировать результаты, проблемы, оценки. Прогнозирование – это умение предугадать результат своей деятельности на основе анализа проделанных шагов, выполненных пунктов плана.
  • Контролировать результаты обучения. На протяжении обучения ученики осведомлены о своих оценках и успехах, это помогает им контролировать уровень своей успешности.
  • Корректировать. В зависимости от учебных результатов учащиеся могут корректировать свое обучение и цели. Если результаты неудовлетворительные, они под руководством учителя вносят в план обучения корректировки, дополнительные замечание и этапы. Например, те, у кого проблемы с успеваемостью, могут получить дополнительные занятия или задания для исправления ситуации.
  • Оценивать результаты деятельности могут и учителя, и учащиеся. В первом случае система оценки должна быть выстроена максимально объективно. Самооценивание – важный аспект оценивания, который помогает самостоятельно анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее с объективными оценками.
  • Регулировать силы и энергию (рационально распределять время для отдыха и обучения).

Это интересно! Что такое технологическая карта для урока по ФГОС: образец

Регулятивные УУД называют также организационными. Они помогают сформировать самостоятельность, ответственность за свое поведение, слова и поступки.

Полезное видео: универсальные учебные действия ( Ольга Карабанова)

Условия для развития УУД

Для комплексного формирования УУД нужны такие условия:

  • Отображение в содержании образовательного процесса требований к формированию универсальных действий разных видов. Например, в программе литературы прописана «социально-культурологическая» линия, в которой прописаны, какие действия и умения должны формироваться в процессе изучения каждой темы.
  • Внедрение в контекст изучения разных дисциплин. Например, на уроках математики во время выполнения задач и решения уравнений развиваются логические умения, на уроках обществознания, литературы и языка – коммуникативные. Все виды УУД равномерно распределены между всеми предметами.
  • Внедрение во внеурочную деятельность. Праздники, тематические мероприятия, памятные даты – это поводы для интеграции знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. В ходе обсуждений, бесед, организации мероприятий разного вида (дискуссий, семинаров, лекций) формируются все виды УУД.

Формирование универсальных учебных действий происходит с помощью разнообразных средств обучения: учебников, пособий, методов, приемов и средств обучения, которые подбирает учитель для достижения своих целей.

Универсальные учебные действия этоУсловия развития УУД

Интеграция у младших школьников

Интеграция УУД в учебный процесс через основные предметы у младших школьников осуществляется таким образом:

Предмет Тип УУП Методы формирования
Русский язык
  • познавательные,
  • регулятивные,
  • логические,
  • работа с морфологической и грамматической структурой языка,
  • запоминание правил построения предложений, словосочетаний,
  • работа со словами и их значением,
  • анализ языковых единиц (слова, предложения, текст),
Литературное чтение
  • личностные,
  • коммуникативные,
  • познавательные,
  • анализ литературного текста,
  • характеристики литературных героев,
  • поиск параллелей в литературных текстах и реальной жизни,
  • моделирование ситуаций из художественных произведений,
Математика
  • логические,
  • знаково-символические,
  • регулятивные,
  • решение задач, примеров, уравнений,
  • создание графических схем для решения задач,
Окружающий мир
  • личностные,
  • коммуникативные,
  • разбор социальных ролей,
  • изучение символики государств,
  • изучение основ истории, этики,
  • формирование элементарных понятий об экологии, общении, толерантности.

Подобным образом УУД формируются во время изучения всех школьных предметов.

Важно! Конкретные цели по формированию универсальных действий прописываются в учебных планах, программах на месяц, неделю, год.

Планируя каждый отдельный урок, учитель тоже фиксирует в целях не только общеобразовательные цели (что надо изучить, понять и проработать), но и логические, личностные, коммуникативные действия. Формирования этих компетенций – приоритет современного образования, которое постепенно отходит от старой модели.

Полезное видео: Универсальные учебные действия (Галина Копотева)

Вывод

Передать больше знаний – уже не цель школы. Она должна учить общаться, решать проблемы, взаимодействовать с разными социальными категориями населения, комфортно чувствовать себя в обществе и развивать сильные стороны каждого ученика.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: