Люди с ограниченными возможностями вынуждены ежедневно адаптироваться к жизни в обществе. Это касается и образовательной сферы. Чтобы особенные дети не были изолированы от остальных, была придумана инклюзивная форма обучения. Благодаря такому подходу дети успешно социализируются. Так что такое инклюзивное образование и каковы его особенности?
Суть инклюзии
«Инклюзивное» в литературных источниках встречается часто как «включенное». Такая вариация связана с переводом:
- С французского — «включающий в себя» (inclusive).
- С латинского — «включаю», «заключаю» (include).
Инклюзивное образование в школе обозначает процесс обучения, ориентированный на лица с ограниченными возможностями или особенными потребностями. Такой учебный процесс реализуется школами без специального уклона или профиля обучения. Инклюзия предполагает вовлечение особенных детей в учебный процесс в обычных школах.
Такой подход основан на толерантности и равном отношении между людьми. Любые дискриминационные проявления неприемлемы. Особое отношение к обучаемым — вот что первоначально обозначает определение.
За счет специальных условий, учитывающих потребности таких детей, изучение новых материалов становится доступным. Для ребят не составляет труда воспринимать и усваивать знания.
Следует отметить! Перед понятием инклюзии существовал термин социальной интеграции. Он применялся в середине ХХ века для обозначения направления в решении проблем национальных меньшинств в США.
После скандинавской концепции 60-х годов ХХ века было выдвинуто понятие «нормализации» для учета потребностей людей с ограниченными возможностями. Только к 80-м годам ХХ века на территории США начало распространяться понятие инклюзии с учетом предыдущих концепций. Мировую известность инклюзия получила благодаря Всемирной конференции по обучению лиц с ограниченными возможностями. Это мероприятие было проведено в г. Саламанка (Испания, 1994 г.).
Это интересно! Получаем высшее образование: как можно поступить в ВУЗ после колледжа
На практике можно встретить следующие модели:
- Постоянная полная. Ориентирована на тех, чей уровень психоэмоционального, речевого и физического развития находится наравне с прочими участниками без особых потребностей. Учитывает психологическую готовность к групповым занятиям.
- Дозированная. Отражает частичную вовлеченность в учебный процесс. Делается поправка на недостаточный уровень психического и физического здоровья.
- Эпизодическая. Ориентирована на учреждения, организующие непродолжительные учебные мероприятия. Исключается длительное нахождение лиц с нарушениями здоровья на территории заведений.
В рамках дозированной модели выделяют следующие категории:
- Постоянная неполная подходит для особых детей, чей уровень развития незначительно ниже, нежели у сверстников. Предполагает привлечение к совместным занятиям с незначительной коррекционной помощью со стороны преподавателя.
- Постоянная частичная ориентирована на получение небольшого объема материала. Основная цель — увеличение общения со сверстниками.
- Временная (иногда можно встретить определение «частичная»). Занятия проводятся за месяц не более двух раз. Тематика занятий исключительно воспитательной направленности.
Принципы инклюзии
Сущность раскрывается не только через определение. Необходимо также учитывать и общие принципы образовательного процесса:
- Каждый человек ценен вне зависимости от его достижений и имеющихся способностей.
- Любой человек способен думать и чувствовать.
- Все имеют право привлекаться к общению, быть услышанными собеседниками.
- Люди испытывают потребность общаться.
- Истинный процесс познания происходит исключительно с позиции реальных ситуаций и взаимоотношений между участниками.
- Все испытывают потребность дружить, ощущать поддержку и поощрение со стороны сверстников, коллег.
- Прогресс проявляется способностью обучаемых осознанно делать то, что ранее они не могли самостоятельно совершить.
- Люди становятся сильнее только после того, как побывают в различных ситуациях.
Инклюзивное образование в школе раскрывается в таких тезисах:
- Процесс ценен как для обучаемых, так и для учителей.
- Необходимы культурные мероприятия.
- Обучение проводится с учетом возможностей и потребностей каждого отдельного ученика.
- Ничто не должно создавать помехи ученикам для получения знаний.
- Отличия между обучаемыми проявляются исключительно в особом педагогическом подходе.
- Чтобы создать доверительные отношения с ребенком, важно достичь взаимопонимания с его родителями и близкими людьми.
Это интересно! Специальность — управление качеством: кем можно работать
Информация о том, что такое инклюзивное образование, также можно найти, обратившись к видеоматериалам. Для углубленного изучения вопроса полезно посмотреть многочисленные видео, скачать которые можно легко из интернет-источников. Просмотрев все материалы, вы уясните для себя, что это такое и какие особенности включение имеет в России и на Западе.
Полезное видео: что такое инклюзивное образование?
Международный опыт
За рубежом практика инклюзивного образования насчитывает уже много десятилетий. Такой процесс обучения не только закреплен законодательно, он повсеместно реализуется учебными заведениями и показывает положительные результаты. Отечественные школы и вузы стараются перенять опыт у зарубежных коллег.
Практика инклюзивного образования за рубежом берет свое начало в начале 70-х годов ХХ в. Именно тогда были составлены и реализованы нормативно-правовые акты, отстаивающие права людей с ограниченными возможностями.
Следует отметить, что для оценки прогресса систематически проводятся исследования. Основная их цель заключается в экономическом анализе эффективности. Немаловажный фактор успешности процесса – предоставление бюджетных средств на нужды учебных заведений. Это значительно облегчает не только образовательную, но и техническую сторону вопроса. За счет заинтересованности государства в судьбе лиц с ограниченными возможностями, учебные заведения стремятся увеличить число особых детей среди учеников.
Это интересно! Специальность экономическая безопасность: что это за профессия
Отечественный опыт
Несмотря на зарубежный опыт, инклюзивное образование в России появилось несколько позднее. В 80-90-х годах ХХ века появились первые российские инклюзивные учреждения.
Так, в 1991 г. была открыта московская инклюзивная школа «Ковчег». Осень следующего года стала отправной точкой в реализации интеграционного проекта.
Его цель заключалась в открытии экспериментальных площадок для лиц с ограниченными возможностями. Результатом стало участие в проекте 11 регионов. Для оценки успешности проекта в 1995 и 1998 годах были организованы международные конференции.
По состоянию на 2008-2009 г. инклюзивное образование в России экспериментально внедрялось в Московской, Архангельской, Ленинградской, Самарской, Владимирской, Томской, Нижегородской и иных областях.
Обратите внимание! В столице функционирует свыше 1500 учебных заведений, среди которых только 47 задействуют инклюзивные принципы обучения.
Российский опыт предусматривает применение следующих подходов для обучения лиц с ограниченными возможностями:
- Дифференцированный ориентирован на лиц с диагностированными нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Осуществляется только на базе специально предназначенных учреждений (коррекционных учебных заведений).
- Интегрированный подразумевает нахождение особых детей в специально организованных группах (классах) обычных учебных заведений.
- Инклюзивный представлен в виде совмещенного обучения детей с особыми нуждами и обычных ребят.
Законодательная база
Для урегулирования спорных моментов предусмотрен закон об инклюзивном образовании. Основным правовым актом считается Конституция Российской Федерации. В статье 43 этого документа прописана основная идея.
Это интересно! Советы поступающим: какие предметы нужно сдавать на экзаменах на дизайнера
Среди иных нормативно-правовых документов, подтверждающих инклюзивный подход, принято выделять:
- Федеральный закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 № 181-ФЗ статья 19).
- Конвенция о правах ребенка.
- Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Конвенция ООН «О правах инвалидов» (редакция от 2008 г., статья 24).
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
Функционирование учебных заведений, реализующих основы инклюзии, зиждется на ФГОС. В соответствии с этим документом разрабатываются программы, реализуемые в школах и вузах.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Профессиональный аспект
Одной из проблем инклюзии в России является отсутствие высококвалифицированных кадров. В ходе решения этого вопроса стало возможным получить инклюзивное профессиональное образование. Среди вузов с этим направлением в столице существуют следующие учреждения:
- Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).
- Московский городской педагогический университет (МГПУ).
- Национальный технологический университет (НТУ).
Желающие подают документы в магистратуру по направлению «Организация инклюзивного образования».
Обратите внимание! В случае интереса в повышении квалификации, связанной с включенным образованием, преподаватель проходит соответствующие курсы.
В вышеперечисленных заведениях предлагаются модульные курсы. В пределах МГППУ существуют структуры по ресурсному обеспечению инклюзивной практики, а именно:
- Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования.
- Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования.
Полезное видео: инклюзивное образование — взгляд изнутри
Психология и педагогика инклюзии
Теоретические основы инклюзии включают психологию и педагогику инклюзии. Они основаны на показателях уровня развития процессов. К их числу относятся:
- Разработка и практическое внедрение законодательной базы, регулирующей вопросы инклюзии.
- Финансовая обеспеченность инклюзивного обучения.
- Отсутствие или ликвидация бюрократических моментов, создающих препятствия для успешной реализации.
- Сплоченность преподавательского состава учебного заведения, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности.
- Незамедлительное проведение профилактических, диагностических мероприятий по отношению к обучаемым.
- Кардинальная перестройка базиса учебного заведения с учетом основ инклюзии.
- Обязательное получение лицензий и сертификатов учебным заведением по проведению инклюзивного обучения.
- Вариативность интеграционных моделей.
Как психология, так и педагогика инклюзивного обучения связана с барьерами общепринятой системы. Среди моментов, препятствующих эффективному внедрению инклюзии, присутствуют:
- Пропуск этапа в педагогике в виде освоения и осмысления теории, философии и дидактики реформаторской педагогики.
- Непрофессионализм административного аппарата, ответственного за практическую реализацию инклюзии.
- Несистематизированные принимаемые решения относительно проблемы инклюзии.
- Отсутствие необходимого материально-технического оснащения заведений.
- Недостаточность подготовки преподавательского состава.
- Отсутствие заинтересованности общепринятой системы к внедрению новшеств.
Оптимальными вариантами разрешения сложившейся ситуации считаются:
- Освоение конструктивистской дидактики.
- Повышение квалификации и достижение необходимой компетентности преподавательского состава.
- Применение вариативных организационных форм.
- Усиление финансового обеспечения.
Полезное видео: как развивается инклюзивное образование в России
Вывод
Для облегчения социализации лиц с ограниченными возможностями предусмотрено инклюзивное образование. Несмотря на многолетний зарубежный опыт, ситуация в России неутешительна. Устранение барьеров на пути внедрения инклюзии возможно только с помощью государственного вмешательства.