ЭОР: что понимают под образовательными электронными информационными ресурсами

Информационные ресурсы — это всевозможные источники, из которых черпают новую информацию, например, для обучения. Современные способы получения любого типа знаний находят себя в печатных и твердотельных или виртуальных цифровых носителях. Для реализации последних используют компьютеры. Рассмотрим, что понимают под образовательными информационными ресурсами?

Общие сведения

что можно отнести к образовательным электронным ресурсамСтудентам ВУЗов часто задают вопрос: что вы понимаете под информационными ресурсами (ИР)? Ответ простой: к информационным ресурсам относят совокупность различных средств для получения информации.

Их основная цель — активное использование современных технологий для распространения научных сведений. Основное преимущество — неограниченный доступ практически любому члену общества к образовательному материалу. Это дает возможность быстро передавать, анализировать и обрабатывать большое количество данных. В свою очередь, такая скорость обмена сведениями существенно ускоряет научный прогресс.

Ошибочно предполагать, что к ИР относят исключительно электронный формат изложения. До сегодняшнего дня заслуженным успехом пользуются научные периодические издания и узкоспециализированная литература. Местом их хранения (локализации) становятся библиотеки, архивы, хранилища, фонды.

Обратите внимание! ИР можно использовать многократно. После копирования данных исходная форма остается неизменной.

что относится к образовательным информационным ресурсамВ последнее время наблюдается активный рост образовательной составляющей в интернет-сети. Это значит, что всевозможные социальные сети и видеохостинги используются не только для распространения развлекательного контента. Тот же Ютуб, с удовольствием размещает на своей площадке учебные или поясняющие ролики.

В целом, к виртуальным информационным обучающим источникам можно отнести:

  • бесплатные курсы и семинары,
  • свободные электронные библиотеки,
  • образовательные порталы.

Любая платформа, и даже социальная сеть, может быть квалифицирована, как информационные ресурс при условии использования информации научного назначения. Именно избирательное отношение к контенту говорить о том, что можно отнести к ОЭР.

Это интересно! Получаем полное образование: куда можно поступить после 9 класса в Перми

Характеристики

В целом, любые обучающие материалы различают по следующим признакам:

  • форма,
  • свобода доступа,
  • взаимодействие.

Форма

что входит в выпускные данные эорОЭР делят на самостоятельные и деривативные издания. Самостоятельные изначально создаются и распространяются на цифровом носителе любого типа. Деривативные — это оцифрованные печатные источники (электронная копия).

Свобода доступа

Все цифровые издания могут распространяться локально через твердый носитель или по всемирной сети. Во втором случае все учебные материалы хранят на центральном сервере образовательного портала.

Интересно! Кто такой оператор ЭВМ и что это за профессия

В последнее время получили особую популярность обучающие программы комплексного типа распространения.

Взаимодействие

что вы понимаете под информационными ресурсами ответКоммуникация пользователя с программой осуществляется по специальному алгоритму, прописанному правообладателем материалов. Различают свободный (бесплатный) тип доступа к знаниям и закрытый (платный).

Все больше цифровых материалов попадают в открытый доступ в интернет сети через разрешение составителей и разработчиков обучающих программ. Это делается с целью усилить репутацию контента и видимость платформы.

Познавательно! Какие предметы нужно сдавать на экзаменах на юриста

Тип доступа к программе не может быть изменен пользователем. Такая возможность — прерогатива правообладателя.

Что относится к ОЭР

информационно образовательные ресурсы этоМногих интересует вопрос: что относится к образовательным электронным ресурсам? Это учебные материалы, воспроизводимые при помощи компьютерных устройств различного типа. Их формируют в цифровой формат и условно разделяют на:

  1. Самоучители. Пособия для индивидуального изучения выбранного материала, изложенные в свободной форме.
  2. Учебники. Утвержденные и разрешенные на федеральном уровне материалы для применения в школе или ВУЗе. Содержат систематизированные данные об узкой выбранной дисциплине, ее части или разделе.
  3. Учебные пособия наглядного типа. Электронный формат с графическими, фото- и видеоматериалами.
  4. Учебно-методические издания. Пособия с подробным описанием методик образования.
  5. Практикумы. Интерактивные задания, созданные для закрепления изучаемого материала.

Образовательные электронные источники включают в себя совокупность материалов следующего характера:

  • текстовые и графические файлы,
  • речевой и музыкальный формат,
  • фото и видеоматериалы.

образовательные информационные ресурсы википедияПо способу хранения информации различают ЭОР на твердых носителях и доступных в сети, т. е. на общем сервере.

К качеству таких материалов предъявляются самые высокие требования. Информация должна быть собрана, обработана и последовательно изложена.

Ключевым элементом ЭОР являет экранное изображение или кадр. Сам учебный материал может быть разбит на параграфы, главы, разделы с возможностью быстрого доступа каждому из них.

Интересно! Какие предметы нужно сдавать на экзаменах на психолога

Тем не менее ГОСТом не предусматривается отнесение к ЭОР автоматизированных курсов и компьютерных программ обучения. Но они также входят в ЭОР.

По общему понятию все данные, которые могут быть записаны и воспроизведены с CD-дисков для обучения, тоже относят к ЭОР.

К официальным цифровым ресурсам относят контент, прошедший научно-техническое и художественное, либо литературное рецензирование. К тому же материалам присваивается официальный гриф и аппарат ГОСТ. В соответствии с данными маркировками определяют вид его использования.

Выпускные данные ЭОР

что можно отнести к образовательным электронным ресурсамИздание всегда характеризуется по выходным данным. Их цель — идентифицировать источник и информировать пользователя о продукте. Эти сведения располагают на носителе в зависимости от его типа, способов распространения и формата.

Выпускные данные электронного образовательного ресурса включают:

  • идентификационные данные изготовителя,
  • общий объем информации курса в мегабайтах,
  • перечень составляющих (общее количество носителей, указания по применению, методические пособия),
  • сегментация носителя (продолжительность фрагментов разного типа),
  • требования к ПК для считывания и его программному обеспечению.

Дополнительно указываются минимальные технические требования к скорости передачи данных, предпочтительный браузер, возможности дополнительного оборудования.

Важно! Эксплуатация железных дорог: кем можно идти работать

что относится к образовательным информационным ресурсамОт соответствия возможностей компьютерной и вычислительной техники напрямую зависит удобочитаемость материалов и утомляемость пользователя.

Простота навигации и интуитивно понятное управление на таком портале (сайте, странице) напрямую зависит от грамотной проектировки ресурса. Его условно разделяют на три основных этапа:

  1. Концептуальный. Разработка основной идеи проекта на основе собранных данных о потребностях и предпочтениях пользователей.
  2. Логический. Разработка структуры и возможных сценариев взаимосвязи страниц между собой.
  3. Физический. Реализация проекта через кодовое программирование и размещение на носителе или в сети.

Сфера применения

Чаще всего электронные образовательные ресурсы используют в инклюзивном образовании при обучении детей с ограниченными возможностями. Наблюдается тенденция внедрения электронных обучающих материалов в школах и ВУЗах.

Обратите внимание! Как пример можно назвать интерактивные сенсорные доски, электронные учебники и тетради.

что относится к образовательным электронным ресурсамВ скором будущем ожидается внедрение методики в детских дошкольных учреждениях.

Ведущие университеты активно разрабатывают специальные обучающие программы и предоставляют к ним свободный доступ. Прогнозируется, что доля ЭОР в массовом образовании будет только увеличиваться. Это приведет к росту доступности научных данных для всего населения в целом.

При должном уровне самоорганизации отдельных студентов и групп, качественное образование станет только доступнее. Так, ярким примером общедоступного информационного образовательного ресурса является открытая энциклопедия Википедия, которую может использовать каждый.

«Примитивные» обучающие программы могут создаваться в обыкновенных офисных программах. Как составляющие используют текстовый контент, картинки, графики, наглядные таблицы. Такие материалы, как правило, применяют для создания презентации для начальной и средней школы, самоучителя, простейших курсов. Допускается использование специальных конструкторов для структуризации небольших объемов информации. Для более сложных изданий методического характера необходимо применять сложные алгоритмы создания.

Полезное видео

Подведем итоги

В заключение справедливо будет сказать, что любой информационный сайт, платформу, портал или хостинг во Всемирной сети можно назвать электронным образовательным ресурсом. Все зависит от того, контентом какого рода он заполнен, и избирательности интернет-пользователя.

Читайте также:  Профессии, связанные с животными: особенности работы
Оцените статью
Информационный образовательный портал: актуальную информацию в сфере образования и карьерного роста