Местоимения в речи необходимы для того, чтобы указывать на предмет, но прямо его не называть. Широкое распространение и употребление этой части речи создало необходимость определить разряды местоимений, таблица позволяет структурировать их по значению и грамматическим особенностям.
Значение местоимения
Примеры:
- Каждый школьник хочет сдать итоговые экзамены на отлично.
- Этот дом напоминает мне о детстве.
- Вы знаете, как правильно решить задачу.
Местоимения в русском языке, как часть речи, начинают изучать еще в начальной школе, в четвертом классе. Эта тема входит в программу единого государственного экзамена, который школьники сдают в одиннадцатом классе. Выполнить задание № 24, не зная, что такое разряды местоимений, сложно.
Это интересно! Что такое служебные части речи: подробная таблица
Категории местоимений
Разряды местоимений группируются в зависимости от того, в каком они употребляются значении. Всего в русском языке девять категорий. С таблица с разрядами местоимений позволяет быстро и безошибочно определить тот или иной вид.
Таблица и примеры местоимений поможет разобраться лучше, как разделяются местоимения по разрядам.
Личные
Все личные местоимения группируются по лицам и числам.
Первое лицо я, мы, второе ты, вы, третье – он, она, они. Примеры:
- Я видел, как в бою сражаются отважные бойцы.
- Мы шли по осеннему лесу и восхищались его красотами.
- Видели ли вы, сколько листьев нападало за окном?
Вместе с тем, в третьем лице местоимения различаются по роду. Он мужского, она – женского, оно – среднего. Примеры:
- Он вздрагивал от каждого звука.
- Напуганная, она ждала, когда приедет отец
- Слева от села начиналось поле: оно было видно до самого горизонта.
Все личные местоимения в русском языке можно изменять по числам: он они, ты вы, я мы. Также они имеют падеж. При изменении этой части речи по падежам можно видеть, как изменяются корни. Например: они – их, она – её, я – мне. (Стоит мне только сесть за книгу, сразу погружаюсь в чтение.)
Это интересно! Что такое причастный оборот: примеры
Возвратные
Эта часть речи возвращает действие к себе, как это видно на примере (Я узнал на фотографии своего друга. – Я узнал на фотографии себя.)
Особенность этого разряда в том, что речь идет о человеке, о котором говорится. (Сам себе повторял много раз, что нельзя ждать от людей многого.)
Притяжательные
Примеры:
- Твой грустный голос слышу сквозь годы.
- Ваш брат говорит, что в детстве бы были сорванцом.
- Вопреки моему предсказанию, дождь все равно пошел.
- Несмотря на мои предосторожности, вечер не удался.
Как и прилагательные, эти части речи могут меняться по падежам, родам, числам. В предложениях они выполняют функцию согласованных определений, подчеркиваются волнистыми линиями.
Для того чтобы обозначить принадлежность, можно поставить местоимение в форму родительного падежа, третьего лица: их, ее, его.
Его лошадь больше не могла тащить тяжелую повозку. По этому предложению можно увидеть принадлежность лошади человеку. Лошадь (чья?) его. Слово использовано в родительном падеже. В данном случае местоимение выражено в предложении несогласованным определением.
Я слышал их шум на другом берегу реки. Слышал чей шум? Их!
При этом неизменяемыми остаются притяжательные местоимения: их, ее и его.
Это интересно! Что такое сочинительный и подчинительный тип связи
Вопросительные
Этот разряд служит в качестве выражения вопроса: что? кто? чей? сколько? каков? какой?
Подскажите, который сейчас час? Местоимение «который» отвечает в предложении за вопросительную часть.
Вопросы, которые можно задать только к существительным – кто? что? Стоит обратить внимание на то, что они не изменяются по числам и родам.
Вопросы прилагательного: чей? каков? какой? который?
Вопрос числительного: сколько?
Примеры:
- Кто с самого утра поет под окном песни?
- Что доброго можно сделать для людей?
- Каков будет твой вердикт?
- Который год подряд ситуация не исправляется к лучшему?
- Ты чего хочешь от дня грядущего?
Относительные
Ученикам важно понимать, что такое относительное местоимение. Вся сложность в том, что эти части речи пишутся и произносятся так же, как и вопросительные, но выполняют совсем иную функцию в речи и предложении. Главное их отличие в том, что они употребляются без вопроса и служат связующим элементом в простых предложениях. Некоторые из них служат в качестве связки в сложных предложениях.
Какой чудесный сегодня день. – Местоимение «какой» пишется в предложении без вопроса.
Я знаю, кто забрал последний шанс на победу. – Местоимение «кто» служит связкой между двумя грамматическими основами «я знаю» и «кто забрал».
Я долго думал, в чьи руки отдаю бразды правления.
Этот разряд также может иметь формы местоимений (чьи – чьих, какой – какого).
Я часто вспоминал, о чем мы говорили долгими зимними вечерами.
Неопределенные
Неопределенные местоимения указывают на предмет, который не определен. Они могут писаться слитно или через дефис.
Важно! К числу их также можно отнести такие слова: несколько, какой-то, некоторый, чей-либо, сколько-нибудь.
Примеры:
- Кто-то волшебно играл в саду на флейте.
- Было слышно, как в гостиной что-то упало на пол.
- Кое в чем мой собеседник все-таки был прав.
Эта часть речи помогает завуалировать смысл фразы.
Отрицательные
Примеры:
- Ничье мнение уже не могло повлиять на мое решение
- Ждать от будущего уже было нечего.
Это интересно! Как сделать и что это такое морфологический разбор слова
Указательные
К указательным относятся слова: тот, этот, такой. Указательное местоимение меняется по числам, падежам и родам.
Это интересно! Слово таков по падежам изменять нельзя.
Примеры:
- Я не разрешал этим людям приближаться ко мне.
- В темноте тот дом показался мне громадным.
- Из такой передряги мне было не выбраться.
Определительные
Этот разряд указывает на качество предметов обобщенно. Их можно менять также по числам, падежам, родам. К определительным относятся: сам, каждый, другой, любой, всякий, весь.
Примеры:
- Каждая работа достойна уважения.
- Любой ученик может решить эту задачу по физике
- Я вспоминал о друге каждый раз, проходя мимо его дома.
Полезное видео
Подведем итоги
Досконально изучить эту часть речи обязан каждый ученик, чтобы успешно выполнять задания на контрольных, экзаменах. Желательно к каждому виду придумать самостоятельно примеры, чтобы легче было ориентироваться в теме.